Поделюсь тонким, уязвимым, ощущением от жизни, далекой от сепарирующих культурных центров. Если смогу.
Мы же тут, во Владимире, все вместе существуем. Тут все "ищущие" так сказать - в быту часто пересекаются.
Вот пришел к нам прекрасный молодой йог, совсем недавно он злоупотреблял чем ни попадя. Проходит по нашему коридору мимо розановского натюрморта с зеркалом, тормозит и восклицает: "Это же знак "Ом!". И на смартфоне нам показывает этот самый знак. Мы смеемся, конечно.
Но ведь вправду похоже! Один в один!
Натюрморт - владимирский. А ведь тут у нее была в подростковом возрасте подружка-мартинистка, пылающая околомасонка, близкая соседка, это достоверно установлено, 17-летняя гимназистка-Ольга ей стихи посвящала, хранятся в Музее Маяковского.
Вазочки, вроде тех, что изображала Розанова на своих натюрмортах, были во Владимире откуда-то всегда. И сейчас есть. У нас, например. С солярным знаком!
В момент написания натюрморта (1910-11) это дружественное Ольге семейство как раз мартинистскую ложу во Владимире официально регистрировало. А она сама как раз вернулась сюда из Москвы, остро неудовлетворенная московской тупой "школьной" средой, на год зависла дома, переваривала ново-европейское искусство и много чего придумала (я натолкнулась на наличие "владимирского периода" в ее "фовизме" - 1910-1911 - продуктивного и оригинального, расскажу об этом на скорой конференции).
И, конечно, она ходила по соседству к детской подруге (их дома расположены напротив, буквально, на улице Музейной - номера 7 и 10). Куда Ольге еще тут было особо ходить?
И вот на натюрморте у нее - и знак "Ом", и "мистическое зеркало" (проводник из профанного мира в сакральный), и голубо-алая символика цветков в вазе (земное и небесное), и момент "перехода" показан - четче некуда…
Но даже наш молодой прекрасный йог моему "вау" активно воспротивился, как неадекватному.
- Это не символы у нее! - говорит. - Это просто схематическое изображение ритуала. Изображение в восприятии совершенно постороннего человека - декорации, а не суть.
Как я с ним согласна!!!
Короче, мы тут живем, люди тут ищут, кто во что горазд. И так было всегда. И мы с ними дружим. И Ольга дружила. Они хорошие - драматические, провоцирующие напряжение. Что еще можно сделать ради этой дружбы, кроме буквалистского поверхностного отображения этих тайных онтологических обрядов?!
А.Б.