Решила не пить алкоголя в Новый год (можно хоть в новогоднюю ночь не пить?!) - и осталась дома одна, оттянулась под канонады городских фейерверков за сканированием трудов маститых искусствоведов, ну и наискосок их почитывала… Какие люди! - я умирала от нежности к маститым искусствоведам всю эту ночь!
И вот теперь имею у себя в компьютере все (опубликованные) "наклейки" Розановой, в которых, как она сама считала, уже содержался "весь (малевичевский) супрематизм".
Делала она их летом 1915, за полгода до "0,10", и посылала по почте Крученых (они готовили какую-то очередную совместную книжку, которая так и не вышла).
А Крученых скрывался тогда от военного призыва где-то на подмосковной даче, рядом с Малевичем.
"Ты показывал ему мои наклейки?!" - спрашивала потом Алексея Елисеевича Ольга Владимировна. Но ответа мы не знаем - крученыховские ответы не сохранились.
Да, конечно, показывал, чего тут думать!
Там есть даже совсем уж избыточная серия (черных) наклеек, сделанных исключительно ради разрушения рамы, с манифестом - "чтобы рама не была больше квадратной или прямоугольной!". Но их покажу потом как-нибудь.
А пока - домалевический "супрематизм" Розановой (она и потом что-то вроде того делала, но в других масштабах). А вы уж сами судите.
(- Почему гипотеза о первенстве Розановой так непопулярна даже в среде искусствоведов? - спросила я Нину Гурьянову в нашу единственную встречу.
- Может, потому что она - женщина? - неожиданно ответила Нина.
Ну Нина же в Америке живет. А мне, тачанке-ростовчанке, это в голову вообще прийти не могло, для нас же феминизм - низкий жанр! А ведь, может, и правда?! В Москве же гендерное неравенство было налицо?!)
Все 15 заумных наклеек можно посмотреть в разделе "Работы" этого сайта
А.Б.
Страница материала в ФБ