1997. Рашида Алитова. Произведения художников "левых" направлений в собрании Ростовского Кремля (поступление 1922 года из фондов Музейного бюро Наркомпроса). 1997

Уголок авангарда в экспозиции Ростовского Кремля (2008–2012). Авторы экспозиции — Т. В. Колбасова и Е. В. Ким.

Аннотация: В статье, впервые озвученной на ежегодной конференции "История и культура Ростовской земли"в Ростове Великом в 1997, приводятся данные по бытованию работ художников "первого авангарда" в собрании Ростовского музея в свете политики советского правительства в отношении развития музейного дела. Указываются и кратко описываются практически все произведения собрания авангарда (43 единицы хранения). Предполагается, что к формированию коллекции имеет отношение художница Любовь Попова. Статья особенно ценна тем, что она была одной из первых публикаций в "новой России", раскрывающих информацию о коллекциях авангарда в провинциальных музеях.

Ключевые слова: Ростовский Кремль, Русский авангард, Ольга Розанова, Казимир Малевич, Илья Машков, Давид Бурлюк, Александр Шевченко, Александра Экстер, Аристарх Лентулов Михаил Ле Дантю, Виктор Барт, Василий Кандинский, Петр Кончаловский, Василий Рождественский, Александр Куприн, Роберт Фальк, Любовь Попова, Иван Клюн, Надежда Удальцова, Владимир Татлин.

Коллекция произведений художников так называмых "левых" направлений поступила в музей (за исключением двух работ) в 1922 году из фондов бывшего музейного бюро Наркомпроса. Поступление этих работ явилось в какой-то мере следствием создания Картинной галереи в музее. Согласно архивным документам, Картинная галерея при Ростовском музее открылась 4 сентября 1921 года (1). Заняла она всего одну комнату, выставлены были 86 картин, 4 барельефа и витрина с миниатюрами. Картины были расположены по школам. в хронологическом порядке: 18 вещей западных школ живописи, русское искусство начала 18 века и кончая передвижниками (2). Помещение предоставил Политотдел, "сочувствующий заданиям галереи" (3).
В преддверии открытия Картинной галереи, начиная с 1920 года, музей интенсивно пополнял коллекцию живописи и графики. Администрация музея обращалась в Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (4), в Комиссию по охране памятников и старины Детского села (5), в Румянцевский музей (6), в Отдел изобразительных искусств Наркомпроса (7).
В этом же ряду подобных просьб-обращений находится и письмо заведующему Фонда Изо Наркомпроса Александру Родченко: "В настояще время Ростовский музей древностей, получая новое помещение. вновь пытается организовать Музей живописной культуры, так как в Ростове не сохранилось в настоящее время никаких произведений художников левых направлений, единственная возможность организовать Музей живописной культуры зависит от Вас, потому музей вновь обращается с просьбой об отборе картин, рисунков и скульптуры. В случае, если таковой возможен, не откажите сообщить, когда он будет произведен, если же невозможен, то помещение будет предоставлено архиву…" (8).
Равным образом поступление коллекции в Ростовский музей связано с концепцией создания сети музеев новой живописной культуры и целенаправленным распределением произведений современных художников по провинциальным музеям. С февраля 1917 года вырабатывали программы организации музейного дела. Идеи воспитательного значения художественных ценностей и их доступности массам активно проводились в жизнь. Были созданы первые в мире музеи современного искусства, где преобладали произведения авангардистов. К 1921 количество таких музеев достигло 36-и, запланировано еще 26.
Коллегией по делам музеев и охране памятников искусства и старины был создан Национальный музейный фонд "в качестве мощной всенародной сокровищницы, в виде гигантского резервуара, из которого щедрой рукой, в государственном масштабе, с соблюдением интересов общерусского искусства и разумной художественной политики должны распределяться предметы искусства и старины по всем русским музеям, как столичным, так и провинциальным, пополнявшимся до сих пор скудно, случайно и вразброд" (9).
Активно закупались произведения современных художников. После революции, когда частный покупатель-коллекционер исчез, государство превратилось в нового покупателя. Для многих художников закупки Музейного бюро и Отдела ИЗО с выставок и мастерских с 1918 по 1922 годы были единственным способом заработать на жизнь. В 1921 году Александр Родченко, составляя справку "К ревизии Музейного бюро", пишет: "Три года лучшие современные живущие художники Москвы и часть провинции жили исключительно продажей произведений в Бюро, Бюро щедро снабжало провинцию современным искусством…", здесь же указывал 50 музеев, в которые поступили работы из бюро (10).
Чем обусловлен состав коллекции, которые отбирал для Ростовского музея, и происходил ли отбор - неизвестно. 4 января 1920 музей обратился с просьбой к Любови Сергеевне Поповой "принять на себя… представительство от музея, с ходатайствованием отпуска картин новейших направлений для организующейся в Ростове картинной галереи, и, равным образом, в случае отпуска, произвести отбор" (11). Это обращение отчасти неофициально, подоплека его заключается в следующем: в марте 1918 Попова вышла замуж за Бориса Николаевича фон Эдинга, бывшего членом-сотрудником Ростовского музея древностей (12). Возможно, Любовь Попова каким-то образом участвовала в отборе работ, тем более, что она содействовала созданию и комплектованию Музея живописной культуры в Ростове-на-Дону, в 1921-1922 гг. была одним из организаторов подобного музея в Москве.
В 1924 г. комплектование собрания "левого" искусства завершилось. Еще две работы, стилистически соответствующие составу коллекции - "Натюрморт" Ф.И.Захарова и "Алжир" А.А.Монина - были переданы в 1924 году из Ярославской картинной галереи в обмен на гравюры (13). Эти работы поступили в Ярославскую картинную галерею в 1921 г. также из фонда Национального музейного бюро Наркомпроса (14). В 1927 году заместител заведующего Ростовским музеем Раньков, обращаясь с ходатайством о пополнении собрания в Отдел музеев Главнауки Наркомпроса, отмечает: "Левые направления 20 века представлены гораздо полнее, чем другие направления российской живописи" (15).
История бытования этого собрания достаточно характерна для своего времени. Уже с лета 1921 г., с момента введения нэпа, все новые культурные программы начинают сворачиваться. Московский музей "новой живописной культуры" прекращает существование в 1924 г. За малый промежуток времени меняется концепция развития и существования художественных музеев. Например, в 1929 г., выделяя музеи искусства в особую группу, советский критик Л. Розенталь пишет: "Здесь зритель на наглядных примерах познакомится в художественным выражением идеологии разных классов" (16). "Левое" искусство становится неприемлемым. Реализм возводится в ранг официального направления. Как заметил А.Федоров-Давыдов в обзоре московских художественных выставок 1927 года: "Все художники всех направлений стали реалистами, все ищут сюжетности. Реализм, как некая вуаль, окутывает все, и в сумерках все кошки становятся серыми" (17).
В справке, составленной музеем "В информационный подотдел Главнауки" 25 ноября 1922 упоминается выставка "левых" художников, состоявшаяся в Ростовском музее в 1922 году (18). То есть вновь поступившие работы какое-то время экспонировались. Затем длительное время собрание находилось в безвестности. В 1930-м году Картинная галерея располагалась в 4 и 5 залах Самуилова корпуса, но согласно описанию музея, "позднейшие течения живописи, возникшие в результате новый формальных живописных исканий, отвергавшие изображения действительности, изображение вещей в их реальном восприятии. стремившиеся либо в упрощенной форме передать динамику вещей, либо передать геометрические формы, лежащие в основе предмета, либо, уподобляя произведения свои машине, найти целесообразность линий и красочных пятен, либо, отказавшись вовсе от изображения предмета, дать сочетание линий и красок, доставляющих эстетическое удовольствие глазу - все эти левые течения - футуризм, кубизм, конструктивизм, супрематизм - в настоящее время не представлены и картины этих художников временно свернуты…" (19).
Неприятие "левого" искусства негативно отразилось на судьбе коллекции. О ней "забывают". Так, например, в ответ на письмо из Наркомпроса СССР выслать список художественных произведений, музей высылает список с перечислением 162 работ, не упоминая "левых" художников (20). Более того, произведения исключаются из музейного собрания, как не представляющие художественной ценности. Согласно "Акту передачи художественных произведений из Государственного фонда бывшего Музейного бюро Наркомпроса для Ростовского музея" передано было 59 работ (21). Из поступивших 59 были исключены 18 работ (22). В списке исключенных есть несколько произведений, которые по счастливой случайности сохранились (очевидно, они также были забыты).
Своего рода возрождение коллекции состоялось в 1980-е годы. В 1981 году 20 работ реставрируют и часть собрания выставляют (23). В 1987 году часть коллекции отправлена на зарубежную выставку (в Японию, в музей Сэйбу), что послужили началом череде зарубежных и международных выставок (24), в каталогах которых была опубликована 21 живописная работа из нашего собрания.
Предлагаемый обзор носит предварительный характер и ставит своей целью обозначить стилистические направления, представленные в рассматриваемой коллекции и уточнить некоторые датировки. Коллекция сравнительно невелика - 30 живописных работ, 11 листов графики и две скульптуры. Ее временные рамки ограничены 1900-ми - началом 1920-х годов.
Скульптура представлена кубистической "Головой" Моисея Когана и пространственной конструкцией Константина Медунецкого.
Графическую часть коллекции составляют эскизы, наброски и самостоятельный рисунок. К самостоятельному рисунку можно отнести композиции Поповой, Рождественского, Штеренберга, Барта, Бруни, Степановой.
Два эскиза костюмов Александры Экстер (под названием "Балерина") к танцам Эльзы Крюгер были выполнены в Одессес декабря 1919 года (25), подписаны 1920-м. Эскизы отличает динамичное конструктуивное решение. "Крупнейшим представителем скульптурного кубизма в советской России" называет Бориса Королева А.Стригалев (26). Королев работал в скульптуре, занимался экспериментальным архитектурным проектированием. Рисунок под названием "Венера. Женская фигура" (датированная 1919 годом по подписи на лицевой стороне) мог быть подготовительнм эскизом для скульптуры (исключен 10.09.1930 г., исх. №1121).
Штудийные наброски обнаженной натуры представлены работами Машкова "Лежащая женщина" и Кончаловского "Модель". Рисунок Машкова носит явно выраженный станковый характер. Судя по поставноке модели и характеру применения цветных материалов, его можно предварительно датировать 2-й половиной 1910-х. Фигура натурщиц 1908-1910 годов изображались художником стоящими или сидящими на табуретке, с 1915 года "их тела тяжело оседали книзу, никли на пол и "расплывались" на ковре" (27). С 1917 по 1921 Машков больше рисовал, нежели писал. Он создает целые ряды рисунков с одной и той же модели. Причем, в отличие от ранних рисунков, Машков использует цвет.
Неизвестно, ставилась ли изначально задача целенаправленного отбора работ по направлениям развития аванградного движения. В дневнике В.Степановой 1919 записан план устройства Музея живописной культуры (28), составленный А.Родченко (29). Если предположить, что отбор работ для Ростовского музея был произведен согласно концепции Родченко, бывшего в те годы заведующим Музейным бюро, то в нашей коллекции были представлены пактически все разделы, предложенные им, как, например: "Мир искусства" - Лентулов; "Ослиный хвост" и "Мишень" - Ле Дантю, Барт; примитивизм - Шевченко; экспрессионизм - Кандинский; "Бубновый валет" - Машков, Кончаловский, Рождественский, Куприн, Фальк; супрематизм - Попова, Малевич, Клюн, Удальцова; беспредметное творчество - Розанова, Татлин.
На данный момент можно предложить следующую дифференциацию коллекции по направлениям: это кубизм (включая "сезаннизм" "Бубнового валета"), примитивизм и беспредметное искусство. Примитивизм, как вариант экспрессионистского течения, представлен в коллекции работами Бурлюка и художников, выставлявшихся в "Ослином хвосте" и "Мишени" (1912 г., 1913 г.) - Шевченко и Барта, типичных представителей того направления, которое возглавлял Михаил Ларионов.
Давид Бурлюк обратился к примитивизму на рубеже 1900--1910-х годов под влиянием Ларионова и Шагала. В его "Пейзаже" экспрессивные формы и динамичная композиция сочетаются с размашистым быстрым мазком. Работа датирована 1911 годом в каталоге выставки в музее Сэйбу.
Александр Шевченко обращается в примитивизму в 1910-е под влиянием Ларионова. В "Портрете Нюрочки Архизовой" бледная светящаяся (словно восковая) фигура развернта на плоскостном фоне. Искусственность, декоративная придуманность чувствуются и в затейливых изгибах кресла, и в неустойчивой посадке фигуры, и в небрежно раскрытом веере. В монографии В.Н.Шалобаевой работа датирована 1910-ми годами (30). Сам Шевченко характеризовал свое творчество 1910-х годов как "динамико-тектонический примитивизм".
Основная часть работ коллекции может быть отнесена к кубистической стилистике, включая сюда "умеренный кубизм" "Бубнового валета". Объединение "Бубновый валет" представлено наиболее ярко и цельно. В выставках "Бубнового валета" участвовали многие авангардисты, работы которых имеются в нашей коллекции (Бурлюк. Малевич, Попова, Розанова), но здесь рассмотрены произведения его организаторов, в творчестве которых отражены основные принципы объединения - это П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов, Р.Фальк, А.Куприн и В.Рождественский (31).
У Кончаловского - "Натюрморт" 1908 и итальянский пейзаж 1912 года (под название "Город") - обе работы датированы по подписям на лицевой стороне. В натюрморте предметы развернуты по плоскости, рисунок заостроен, линии создают активный ритм, формы вылеплены широким, уверенным мазком. В пейзаже напряженная, насыщенная гармония цвета. Все тяжеловесно - грубо слепленные дома, ленивая мощь стволов, замершие без ветра купы деревьев. Этой застялостью и дремотой словно утверждается устойчивость земного мира.
Аристарх Лентулов представлен работами 1910-х годов, когда пейзаж, включающий обязательные элементы древнерусской архитектуры, становится основной темой его творчества. В пейзаже Лентулова здания громоздятся сложными архитектурными объемами, изображение условно, прямая перспектива отсутствует, совмещены разные точки зрения, угловато-неуклюжие формы сочетаются с тонкой цветовой разработкой. Деревянная церковь датирована в монографиях Е.Б.Муриной и С.Г.Джафаровой 1916-м годом (32) (работа была исключена из собрания музея 10.09.1930 г., исх. №1121). "Пейзаж" (назван "Деревянная церковь в каталоге выставки в Турку) датирован 1917 г. в каталоге выставки в мезее Сэйбу.
Манеру Роберта Фалька Д.Б.Саратьянов характеризует как "лирический кубизм" (33). В его портретах разрабатывается сложная система кубистических конструкций. "Портрет женщины в розовом" датирован по подписи на лицевой стороне 1914-м г. (исключен 10.09.1930 г., исх. №1121). "Портрет дамы в красном" датирован по каталогу выставки в музее Сэйбу серединой 1910-х годов.
Общую характеристику объединения дополняют "Натюрморт" Александра Куприна (датирован 1910 г. в каталоге выставки в Сэйбу), пейзажи Василия Рождественского (живописный и графический - датирован 1918 годом по подписи на лицевой стороне), и Александра Осмеркина (датирован 1917 по надписи на обороте), впервые участвовавшего в выставке объединения "Бубновый валет" в 1914 году.
Кубизм служил основой для экспериментов практически всех художников русского авангарда. Своя интерпретация методов кубизма у Баранова-Россинэ и Штеренберга. Эксперименты Владимира Баранова-Россинэ в области цветомузыки отражены в его работе "Свечи и фигуры" (исключена 10.09.1930 г., исх. №1121). Плоскостное решение объединяет обе работы Давида Штеренберга, имеющиеся в нашей коллекции - живописную ("Колосья") и графическую (рисунок Blаnc et noir ).
Кубизм является основой и для живописной манеры таких разных художниц, как Александра Экстер и Надежда Удальцова. По мнению Г.Коваленко, в натюрмортах Экстер не составляет труда прочесть кубистические фразы, увидеть кубистические формы" (34). В ее натюрморте "Ваза и бутылки" (35) (в монографии Г.Ф.Коваленко он назван - натюрморт "Ваза с вишнями" и датирован 1914-м годом) фон выполнен мелкими, слегка дребезжащими мазками, создающими плоскости со своеобразными зеркальными эффектами. Звон стекла бокалов и стекла вазы прозрачен и невесом, откликается эхом в фоновых плоскостях.
В кубистической "Красной фигуре" Надежды Удальцовой сочетаются черная конструкция и цветные плоскости. Обнаженная женская фигура расположена словно в цветовой нише на сером фоне, состоящем из монохромных дуг, расходящихся от центра. Работа датирована 1919 г. в каталогах выставок "Великая утопия" и "Абстракция в ХХ веке".
Казимир Малевич представлен в коллекци работой кубистического периода, расцвет которого в творчестве художника приходится на 1912 год (36). Его самовар датирован началом 1910-х годов в каталоге выставки в музее Сэйбу. Аналогичная картина находится в музее современного искусства в Нью-Йорке ("Самовар", около 1913 г., х/м, 88х62 см).
"Скрипка" Льва Юдина - кубистическая композиция с характерным предметом изображения. Происходит беспрестанное расщепление - мелкие плоскости раздвигаются, вырастают в крупные. Свет усиливается к центру и взрывается цвтовым четырехугольником. Работа датирована 1920-м годом в каталоге выставки "Великая утопия".
Иван Клюн присоединился к р-группе "Супремус" (37), возглавляемой Малевичем, в 1916 году. В его работе "Супрематизм" выявлены взаимоотношения четырех цветов. На белом фоне расположены три фигуры разных форм и цветов - праваливается глубокий черный, нависает над ним зеленый. круто изгибается оранжевый. Характер изображения позволяет предварительно датировать "Супрематизм" 1915-1921 годами (исключен 10.09.1930 г., исх. №1121). Аналогичная композиция имеется в коллекции Г.Д.Костаки, Афины (ок. 1917 г., х/м, 35,3х35,8 см). Позже Клюн начинает работать в иной манере, уделяя больше внимания цвету. "Кувшин", очевидно, написан в первой половине 1910-х гг. (1914-1915 гг.). Эта кубистическая работа выполнена прозрачными красками в холодных тонах. В центре проведена ясная ось симметрии. Изображенный в своей весомой материальности кувшин, разложен на составляющие, он дробится на отзвуки и отблески. Подготовительный рисунок к этой картине находится в коллекции Г.Д.Костки, Афины (бумага, канардаш, наклеен на лист 36,9х22,5 см).
Беспредметная живопись Поповой, Розановой, Клюна, Веснина отражает индивидуальные искания художников. В "Беспредметной композиции" Александра Веснина наложенные один на другой лоскутки неправильных цветных четырехугольников словно падают сверху. Это ощущение полета создается изменением их форм, выраженных в деформации от правильных к неправильным, и внутренними тональными переходами. Относительно датировки работы существуют разные предположения: в каталоге выставки "Абстракция в XX веке" работа датирована 1922 годом, в каталоге выставки "Великая утопия" - 1917-1918 годами. Принцип наложения друг на друга плоских форм не является открытием Веснина, этот прием использовали Малевич и Попова.
Опыты Любови Поповой в беспредметности представлены в коллекции двумя живописными архитектониками. Одна из них датирована по надписи на подрамнике 1918-м годом. Другая работа выполнена раньше, аналитическое сравнение ряда архитектоник художницы позволяют датировать ее 1916-м годом. Об этом свидетельствует наличие фона (в поздних архитектониках фона, как такового, нет, изображение занимает все пространство) и взаимоотношение форм, которое в ранних работах просто наложены одна на другую, а позже становятся динамичными, фигуры начинают проникать друг в друга.
"Зеленая полоса" Ольги Розановой отражает обращение художницы к "минимализму" последнего периода творчества. Вариант работы под названием "Беспредметная композиция" 1918 года хранится в собрании Г.Д.Костаки, Афины (1917 г., х/м, 71х53 см) (38). Малевич считал Розанову единственной истинной супрематисткой, ее цветопись аккумулировалась в работах 1917-1918 годов. "Зеленая полоса" входит в их число, так же, как и исключенная из собрания музея "Коричневая полоса". Работа датирована 1917-1918 годами в каталоге выставки "Абстракция в ХХ веке".
Конструктивистская стилистика объединяет произведения Медунецкого, Степановой, Стендерга, Экстер (эскизы) (39). Геометризированная фигуративная графика Варвары Степановой (рисунок "Двое за столом") соответствует раннему периоду формирования конструктивизма. Степанова впервые выставила свои фигуры на XIX Государственной выставке в 1920-м году. Анализ творчества художницы позволяет датировать рисунок 1919-1921 годами.
Становление конструктивизма способствовало деятельности ОБМОХУ (общество молодых художников), созданного осенью 1919 года учащимися 1 ГСХМ (Государственные свободные художественные мастерские - бывшее Строгановское художественно-промышленное училище) и распалось в начале 1922 года. Члены ОБМОХУ, представленные в нашей коллекции - это В.Стенберг и К.Медунецкий (ученики мастерской Г.Якулова), В.Команденков (ученик театрально-декорационной мастерской А.Лентулова), Н.Прусаков (один из организаторов "мастерской без руководителя", бывшей мастерской Б.Григорьева) . "Стрелки" Василия Комарденкова и "Натюрморт со скрипкой" Николая Прусакова можно предварительно датировать 1919-1921 годами.
"Рабочий у машины" Стенберга датирован 1918 годом каталоге выставки "Москва-Берлин". Работу относят к раннему периоду творчества художника, 1920-м годом датирует ее Кристина Лоддер в каталоге выставки "Великая утопия ХХ века" (40).
На второй выставке ОБМОХУ в мае 1921 г. в Москве экспонировались конструкции Иогансона, Родченко, Медунецкого, Стенбергов. Хубертус Гасснер различает три типа конструкций, представленных на ней: "холодные" (Иогансон и Родченко), символические (Стенберги) и "теплые" (Медунецкий) (41). В своих "теплых" конструкциях Медунецкий использовал контрст фактур и форм, исходящих из материала. "Конструкция" Медунецкого датирована 1920-м годом по надписи на нижней грани подставки.
Благодаря своей представительности, коллекция достаточно хорошо известна в художественном мире. Живописные работы участвуют в отечественных и зарубежных выставках. Тем не менее, собрание требует дальнейшего изучения и атрибуционных исследований, в частности - уточнения датировок.

Примечания
1. Картинная галерея была свернута в 1931 г. "как не отвечающая задачам советского музея" в связи "с перестройкой по принципу диалектического материализма". - Доклад о работе Ростовского музея за период 1.01 - 6.31 г. (ГМЗРК. А.-191. Л.4)
2. ГМЗРК. А.-97. Л.45
3. С 1917 г. прекратило свое существование духовное училище, располагавшееся в Самуиловом корпусе, и здание в 1918 г. занял Уездвоенкомат, позднее там хаходились казармы, с 1920 г. - Красноармейский клуб. В 1921 г. часть помещений занял Центральный клуб, тогда же половина второго этажа была отдана музею. В сентябре 1922 г. помещение целиком было передано музею. (ЦГА, Ф.2306, А.2307, оп.8, д.179, л.29).
4. "Потребность в Картинной галерее в Ростове ощущается уже давно и музей взял на себя ее создание. В коллекциях музея уже имеются картины 18 и начала 19 веков. Теперь ИЗО отпустил картины новейших направлений. На средине же 19 столетия, таким образом, оказался пробел", 21 декабря 1920 г. (ГМЗРК. А.178, б/п). Подобные просьбы отправляются в Главмузей об отпуске гравюр (09.08.1921 г. - ГМЗРК, А.73, л.86); в Центропечать о присылке плакатов (07.1921 г. - ГМЗРК, А.73, Л.76); в ИЗО Северной Коммуны: "В виду организации в Ростове картинной галереи музей просит об отпуске для нее произведений художников, имеющихся в распоряжении ИЗО (23.08.1921 г. - ГМЗРК, А.73, Л.106).
5. "Настоящим музей просит о пополнении открытой в этом году картинной галереи. Означенная галерея создана из собрания картин музея и пополнялась из центра (Москвы). однако, эти пополнения не могли заполнить существующие пробелы. Отсутствуют вовсе художники Мира искусства, слабо представлена западная живопись (08.10.1921 г. ГМЗРК, А 73. Л.121).
6. ГМЗРК, А.86, Д.3, Л.73
7. "При Ростовском музее уже давно имеется большое собрание картин и портретов старых художников. Большая часть этих картин религиозного содержания. Несмотря на ценность подобного собрания, ввиду однообразия его содержания, оно не могло быить интересным для широких масс и потому являлось одной из коллекций музея. В настоящее время, после своза картин из частных собраний, явилась возможность организовать картинную галерею, выделив ее в отдельное, подходящее для этого, здание. Однако, при наличии имеющихся в распоряжении музея картин, галерея будет носить случайный и малопоказательный характер. Ввиду изложенного, музей обращается в отдел с просьбой об отпуске ему картин всех существующих направлений, кои бы вместе с сейчас имеющимися, положили бы основу галереи и о дальнейшем снабжении" (ГМЗРК, А.86, Л.72).
8. ГМЗРК, А.86, Л.71
9. Первая нацинальная выставка Музейного фонда. Каталог. М.. 1918 г.
10. 07.06.1921 г. (ЦГА, Ф.2306, Оп.23, Д.180, Л.28).
11. 1921 г. (ГМЗРК, А.73, Л.25)
12. Б.Н.дон Эдинг избран членом-сотрудником Ростовского музея Древностей согласно протоколу заседания комитета музея от 17 января 1914 г. (ГМЗРК, А.70, б/п). 12 марта 1917 г. Эдинг пишет письмо, адресованное комитету музея: "Благодарю Комитет Ростовского Музея древностей за избрание меня в члены-сотрудники. Буду служить всеми силами дорогому делу обновленной родины. (ГМЗРК, А.70, б/п)
13. Акт от 11 июня 1924 г. о передаче в Ростовский Музей древностей из Ярославской картинной галереи двух картин - Монин "Алжир" и Захаров "Натюрморт", взамен которых в галерею переданы две гравюры: "Переход через Неман" и "Молебствие в Париже" (ГМЗРК, А.140, Л.19).
14. Всего передано было 56 работ (ЯХМ, ф. 1007, оп.1, д.21, А 21-22, Акт №50 от 22 марта 1921 г.)
15. 20 января 1927 г. (ГМЗРК, А.145, Л.48)
16. Розенталь Л.В. По залам художественных музеев. Л.1929.
17. Федоров-Давыдов А.А. Художественная жизнь Москвы. Печать и революция, 1927 г. Кн. 1, стр. 98.
18. ГМЗРК. А.86, б/п
19. ГМЗРК, А.182, Л.46
20. ГМЗРК, А.258, Л.22
21. Акт №67 от 7 августа 1922 г. (ГМЗРК, А.86, Л.17)
22. В последующие годы несколькими этапами были исключены из состава собрания следующие работы: РИСУНКИ: В.Кандинский "Беспредметная композиция" (приказ от 16.07.1987 г.). Сетлов "Офицер" (ордер от 3.05.1966 г.), Татлин В.Е. "Эскиз костюма к опере "Жизнь за царя" (приказ от 16.07.1987 г.), В.Чекрыгин "Рисунок" (ордер от 3.01.1952 г.), Чекрыгин "Рисунок (приказ от 15.07.1987 г.), И.И.Машков "Женщина" (иск. 10.09.1930 г., ордер 3.01.1952 г.), Н.Синезубов "Семья" (иск. 10.09.1930 г., ордер 3.01.1952 г.). ЖИВОПИСЬ: С.Я.Адливакин "Натюрморт" (иск. 10.09.1931 г.), Ле Дантю "Крыша и дом" (иск. 10.09.1930 г.), Л.С.Попова "Портрет" (ордер от 3.05.1966 г.), Л.С.Попова "Натюрморт с рюмкой" (иск. 10.09.1930 г., орден от 3.01.1952 г.), Цетлин "Беспредметная композиция" (иск. 10.09.1930 г.), К.Медунецкий "Светоконструкция" (ордер от 3.05.1966 г.), Н.Прусаков "Беспредметная композиция" (ордер от 3.05.1966 г.), О.Розанова ("Беспредметная композиция" (иск. 10.09.1930 г., ордер от 3.01.1952 г.)
23. Юбилейная выставка художника-реставратора Е.П.Юдиной, Ярославль, 1981.
24. "Искусство и революция II", 28 ноября - 20 декабря 1987 г. Япония, Музей Сэйбу; "Авангард 1910-1930", 1 августа - 1 сентября 1989 г.. Финляндия, Музей Турку; "Великая утопия". 1992-1993. Франфуркт, Амстердам. Нью-Йорк, Москва, Санкт-Петербург; "Абстракция в ХХ веке", 1996, США, Музей Соломона Р.Гуггенхайма; Выставка произведений Л.С.Поповой к 100-летию со дня рожденья, 1989 г., ГТГ; "Москва - Берлин", 1995-1996 гг. , Берлинская галерея, Музей современного искусства, фотографии и архитектуры Мартин-Гроппиус Бау, ГМИИ им. А.С.Пушкина; The age of modernism, 7-27 мая 1997 г., Музей современного искусства, фотографии и архитектуры Мартин-Гроппиус Бау, Берлин.
25. Г.Ф.Коваленко.
26. Стригалев А. Не архитекторы в архитектуре. //Великая утопия. Каталог. 1993, с.277.
27. Поспелов Г.Г."Бубновый валет", М.1990, с.172
28. Концепцию музея современного искуства разрабатывали К.Малевич, О.Розанова, А.Родченко, С.И.Дымшиц-Толстая, В.Е.Татлин.
29. … музей должен делиться на отделы:
икона
вывеска
лубок
"Мир искусства" (Сарьян, Сапунов, Кузнецов, Якулов, Лентулов)
"Ослиный хвост" и "Мишень" (Ларионов, Гончарова, Зданевич, Ле Дантю, Барт)
Примитивизм (Шевченко)
Цветодинамос (Грищенко)
Экспрессионизм (Кандинский)
"бубновый валет" (Машков, Кончаловский, Рождественский, Куприн, Фальк)
Супрематизм (Попова, Малевич, Клюн, Меньков, Удальцова, Древин)
Беспредметное творчество (Розанова, Родченко, Татлин)" - Джафарова С. Музей художественной культуры // Великая утопия. Каталог, 1993, с.89-90.
30. Шалабаева В.Н. Александр Шевченко. М.1994.
31. "Бубновый валет" - первоначальное название выставки, устроенной в 1910 г. в Москве Ларионовым. Кончаловским, Ленталовым, Машковым, Гончаровой. В 1911 г. участиник выставки объединились под тем же названием.
32. Датировка: в кн. - Мурина Е.Б., Джафарова С.Г. Аристарх Лентулов. М., 1990.
33. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. М, 1993, с.169.
34. Коваленко Г.Ф.Александра Экстер. М., 1993, с.76
35. В инвентарной карточке работа названа "Натюрморт. Ваза и бутылки". В монографии Г.В.Коваленко - "Ваза с вишнями", датирован 1914 г.
36. Сарабьянов Д.В. Указ. соч. с 229
37. "Супремус" - общество последователей К.Малевича. Было создано на рубеже 1916 - 1917 гг. Секретарь общества Н.Удальцова, секретарь редакции журнала О.Розанова.
38. Репродуцирована в кн.: Наков А. "Русский авангард", 1991, с.73.
39. Конструктивизм был открыт Татлиным на основе кубофутуризма. В 1920 г., развивая его идеи. выступии авторы "Реалистического манифеста" Н.Габо и Н.Певзнер. В 1922 г. как конструктивисты выступила на выставке Общества Молодых художников К.Медунецкий и братья Стенберги. Концепция конструктивистов была сформулирована Александром Родченко.
40. Лоддер Х. Переход к констрруктивизму. // Великая утопия. Каталог. М., 1993 г. с.117
41. Гасснер Х. Конструктивисты. Модернизм на пути модернизации. // Великая утопия. Каталог. М., 1993 г. с.154
Опубликовано: ИКРЗ. 1997.Ростов. 1998, сс. 204-214
Об авторе:
Рашифа Фаридовна АЛИТОВА, кандидат искусстведения (с 2006).
Закончила факультет теории и истории искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (СПб). Работала н.с., ст.н.с, заведующей рекламно-издательским сектором Государственного музея-заповедника "Ростовский Кремль". В 2006 защитила диссертацию на тему: "Региональные особенности ростовской церковной архитектуры XVIII века". Была заместителем председателя Ростовского районного отделения ВООПИиК Ярославской области. Ныне живет в Испании, Тудела. Продолжает участвовать в научной и общественной жизни России.
https://www.facebook.com/rashida.alitova?ref=br_rs

1