18 января 1912. Первый диспут в Троицком театре, СПб.

Выставка и диспут

Первый из 6 диспутов, которые были организованы "Союзом молодежи" в 1912-1913, состоялся 18 января 1912. Он был заключительным событием очередной выставки "Союза молодежи", открывшейся в декабре 1911.

Ольга Розанова с октября 1911 живет в Петербурге, посещает Школу Званцевой, вступает в "Союз молодежи". На этой выставке она представлена, как минимум, двумя работами (по каталогу) - натюрмортом (№80) и картиной "Ресторан" (№81), причем последнюю приобретает для своего собрания Левкий Жевержеев. Всего же на выставке было показано 192 произведения, включая работы художников "Ослиного хвоста", "Гилеи" и других москвичей (Бурлюки, Ларионов, Гончарова, Татлин, Малевич). Этот период задокументирован в единственном письме Розановой к сестре Анне (1), но, судя по бурным события ее жизни в последующие три месяца, за время этой выставки она успела познакомиться с московскми художниками и, скорее всего, посещала первый диспут "Союза молодежи".

Троицкий театр

Все диспуты "Союза молодежи" проходили в Троицком театре миниатюр. Этот театр был создан по инициативе двух обеспеченных любителей театра - фабриканта Левкия Жевержеева (владельца парчовой фабрики) и коммерсанта Александра Фокина (чемпиона России по велоспорту и автогонкам, владельца веломагазина, кроме того - старшего брата известного балетмейстера М. М. Фокина). В книге мемуаров «Против течения» М. Фокин вспоминает, как однажды получил письмо от брата: «Я решил переделать свой магазин на театр и давать маленькие пьесы, балетные сцены и т. д. Что ты об этом думаешь?». «Шура ничего не имел общего с театром и искусством, и вдруг создает театр невиданного еще в России типа. Но я верил в его способности и деловитость и послал ему пожелание успеха. С невероятной быстротой создался Троицкий театр миниатюр».

Жевержеев и Фокин были соседями - фокинский веломагазин на улице Рубинштейна примыкал к жевержеевскому особняку. На свободной площадке между этими домами и началось строительство нового театра. Вели его архитектор Г. А. Косяков и гражданский инженер В. В. Фридлейн. Они выстроили здание в неоклассическом духе.

Троицкий театр открылся 30 ноября 1911. Журнал "Огонек" писал по этому поводу: "Петербург обогатился новым и притом очаровательным стильным залом. Он не велик, всего 350-400 человек посетителей, но зато уютен, изящен, красив… Много вкуса, художественной вдумчивости, хорошего тона".

Свою программу театр определял как синтез "сатирических" искусств: «Юмор. Сатира. Музыка. Краски». Представления состояли из жанровых сценок, перемежавшихся хроникальными или видовыми кинолентами (1).

Троицкий театр работал до 1918 года. Позднее тут были кинотеатр "Баба-яга" и театр "Кривое зеркало", с 1956 в нем располагается Малый драматический театр.

Реферат Боброва и прения

Темы серии диспутов "Союза моодежи" задавали лекции.
Лекцию, задавшую темы для первого диспута, прочел поэт, художник и математик Сергей Бобров (1889-1974), ближайший тогда соратник Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, участник "Ослиного хвоста". Он представил "реферат" "Основы новой русской живописи. Русский пуризм" (2). 11 декабря 1911 Бобров уже делал доклад "Русский пуризм" на Всероссийском съезде художников (3). Его выступление в Троицком театре, видимо, было кратким изложением того же самого доклада. Тезисы реферата были напечатаны прямо на пригласительном билете.

Содержание доклада Боброва описывала пресса: «Русские пуристы, которые, как, например, Гончарова, пришли уже не к Матиссу с его компромиссами, а к Пикассо, кубистам, перестали учиться у французов. Сейчас основы русского пуризма в русском архаизме: древних иконах, лубках, вышивках, каменных бабах, барельефах, вроде печатей, просвир и пряников, где все так просто и характерно, полно огромной живописной ценностью. Современные пуристы не отвергают композиции, ибо чистота живописи в самой фактуре картин, а не в темах» (4).

Михаил Лившиц вспоминал об этом событии в своем "Полутораглазом стрельце": "На петербургской выставке "Союза Молодежи" будущий центрифугист, Сергей Бобров, тогда еще лепетавший на передвижническом жаргоне, сделал в Троицком театре доклад о "Русском пуризме": так в эту полосу неустановившейся терминологии именовалось, в противоположность неоимпрессионистам или хромолюминаристам (Сера, Синьяку и др.), направление, представленное во Франции Сезанном и Гогеном, а у нас "монополизованное" Ларионовым и Гончаровой".

Лившиц рассказывает также об оппонентах Боброва - Давиде Бурлюке и Николае Кульбине. Из других документов известно, что в прениях выступил и Илья Зданевич, тогда - студент юрфака петербургского университета.

"На этом докладе в качестве оппонента выступил вездесущий Давид (Бурлюк), заостривший вялые тезисы Боброва указанием на совсем иное отношение художников к миру, на иное его понимание в эпоху, когда старая истина стала ложью и когда на смену изображения предметов явилось стремление изображать элементы, из которых они состоят. Ввиду того, что Бобров говорил главным образом о психологических предпосылках пуризма, Николой Бурлюк счел уместным перевести вопрос в плоскость обсуждения чисто живописных приемов и прочитал по бумажке выработанную еще в Чернянке совместно с Владимиром (Бурлюком) декларацию новой технической терминологии, на которую, увы, никто не обратил внимания".

О Кульбине Лившиц пишет: "В том сезоне Кульбин носился с идеей "спиралеобразного" развития искусства: он излагал ее на всех своих выступлениях, на недавно закрывшемся Всероссийском съезде художников, на бобровском реферате в Троицком театре…
-- История искусства,-- говорил он,-- если проследить его эволюцию от первичного хаоса до наших дней, не что иное, как спиралеобразное восхождение с постоянно чередующимися фазами, с поворотами от идеализма к реализму, от реализма к идеализму и т. д. В пределах каждой фазы можно наметить отдельные этапы: академизм -- мертвую полосу в искусстве, декадентство -- гниение, унавоживание для будущих веков, сентиментализм -- посев, романтизм -- цветение, и наконец пора сбора плодов -- новое искусство, свободное творчество.
Это сумбурная "теория", основанная на совершенно произвольной схеме и полной путанице понятий, сдабривалось рассуждением о тождестве добра и красоты, этики и эстетики, а также параллелями между кубизмом и музыкой диссонансов, между Пикассо и Скрябиным, Ле-Фоконье и Дебюсси. Мелькали имена Бергсона, Синьяка, Мечникова, Стравинского, названия отдельных течений и групп, не имевших ничего общего друг с другом, не дававших никакого повода к сопоставлению, но публика, сбитая с толку этим потоком, отнеслась к докладу Кульбина довольно сдержанно, пожалуй даже благожелательно; некоторые же его утверждения, вроде того, что "художник и зритель сообща творят картину" или что "в России предстоит небывалый расцвет искусства",-- вызывали прямое одобрение у присутствующих. (…) Кульбин набрасывал общие схемы, выдвигал расплывчатые формулы развития искусства и, отрицая прошлое во имя будущего, делал это так деликатно и вкрадчиво, что слушатели в сущности не поняли, чего от них хотят, из-за чего тут ломать копья".

О том, что в обсуждении "реферата Боброва" участвовал Илья Зданевич, и, вероятно, Михаил Ле-Дантю, сообщает сам Зданевич - в 1918 в неизданной статье о М. Ле-Дантю (5): «В январе 1912 года в Троицком театре на докладе Сергея Боброва впервые в Петербурге декларировали мы футуризм и посеяли его семена в русской действительности» (ГРМ). Зданевич к тому времени уже несколько лет заинтересовался итальянскими футуристами - еще будучи гимназистом, он написал (из Тифлиса) письмо Маринетти, в 1911 познакомился с манифестами футуристов, которые привез в Тифлис из Парижа Борис Лопатинский.

Отчет о "Реферате Борова" составил председатель "Союза молодежи" Эдуард Спандиков (7)



ПРИМЕЧАНИЯ

1. Лефанта чиол, М., 2002. С. 234-235.

2. Пример одной из программ театра:
- "Восточная сказка", набросок в I действии Н. Любомирского. Музыка песни Гречанинова. Антракт — кинематограф.
- "Сказка о премудром Ахромее и пресветлой Евпраксии", гуселька Чуж-Чуженина, муз. Пергамента. Антракт — кинематограф.
- "Шествие троллей" — муз. Грига в I действии, исп. босоножка Ада Корвин. Антракт — кинематограф.
- "Блэк энд уайт". Гротеск в 2 действиях Гибшмана и Потемкина. Кинематограф».
Представление длилось полтора часа, так что за вечер театр давал сразу три представления - в 19.15; в 20.45 и в 22.15.

3. Пуризм (фр. purisme, от лат. purus — чистый) – стремление к очищению литературного языка от иноязычных заимствований, неологизмов, от проникновения в него ненормированных лексических и грамматических элементов. Как художественное течение возник во Франции в конце 1910-х гг.

4. См.: Бобров С. Основы новой русской живописи // Труды Всероссийского съезда ху­дожников в Петрограде. Т. 1. С. 43; РГАЛИ, ф. 2554 оп. 2 ед. хр. 654 (материалы об участии С.П.Боброва во Всероссийском съезде художников: вестник съезда, пригласительный билет на реферат С.П.Боброва "Основы новой русской живописи (русский пуризм)

5 Ростиславов А. Русский пуризм (Реферат С. Боброва). - «Речь», 1912, 21 января.

6 Государственный музей искусств Грузии, ф.177, ед. хр. 37, п. 6.

7 Спандиков Э. Реферат Сергея Боброва. Русский пуризм. - «Союз молодежи», 1912, № 1, с. 21-22.

1