| ||||||||||||||||||
18 января 1912. Первый диспут в Троицком театре, СПб. Выставка и диспут Первый из 6 диспутов, которые были организованы "Союзом молодежи" в 1912-1913, состоялся 18 января 1912. Он был заключительным событием очередной выставки "Союза молодежи", открывшейся в декабре 1911. Ольга Розанова с октября 1911 живет в Петербурге, посещает Школу Званцевой, вступает в "Союз молодежи". На этой выставке она представлена, как минимум, двумя работами (по каталогу) - натюрмортом (№80) и картиной "Ресторан" (№81), причем последнюю приобретает для своего собрания Левкий Жевержеев. Всего же на выставке было показано 192 произведения, включая работы художников "Ослиного хвоста", "Гилеи" и других москвичей (Бурлюки, Ларионов, Гончарова, Татлин, Малевич). Этот период задокументирован в единственном письме Розановой к сестре Анне (1), но, судя по бурным события ее жизни в последующие три месяца, за время этой выставки она успела познакомиться с московскми художниками и, скорее всего, посещала первый диспут "Союза молодежи". Жевержеев и Фокин были соседями - фокинский веломагазин на улице Рубинштейна примыкал к жевержеевскому особняку. На свободной площадке между этими домами и началось строительство нового театра. Вели его архитектор Г. А. Косяков и гражданский инженер В. В. Фридлейн. Они выстроили здание в неоклассическом духе. Троицкий театр открылся 30 ноября 1911. Журнал "Огонек" писал по этому поводу: "Петербург обогатился новым и притом очаровательным стильным залом. Он не велик, всего 350-400 человек посетителей, но зато уютен, изящен, красив… Много вкуса, художественной вдумчивости, хорошего тона". Свою программу театр определял как синтез "сатирических" искусств: «Юмор. Сатира. Музыка. Краски». Представления состояли из жанровых сценок, перемежавшихся хроникальными или видовыми кинолентами (1). Троицкий театр работал до 1918 года. Позднее тут были кинотеатр "Баба-яга" и театр "Кривое зеркало", с 1956 в нем располагается Малый драматический театр. Реферат Боброва и прения Содержание доклада Боброва описывала пресса: «Русские пуристы, которые, как, например, Гончарова, пришли уже не к Матиссу с его компромиссами, а к Пикассо, кубистам, перестали учиться у французов. Сейчас основы русского пуризма в русском архаизме: древних иконах, лубках, вышивках, каменных бабах, барельефах, вроде печатей, просвир и пряников, где все так просто и характерно, полно огромной живописной ценностью. Современные пуристы не отвергают композиции, ибо чистота живописи в самой фактуре картин, а не в темах» (4). Михаил Лившиц вспоминал об этом событии в своем "Полутораглазом стрельце": "На петербургской выставке "Союза Молодежи" будущий центрифугист, Сергей Бобров, тогда еще лепетавший на передвижническом жаргоне, сделал в Троицком театре доклад о "Русском пуризме": так в эту полосу неустановившейся терминологии именовалось, в противоположность неоимпрессионистам или хромолюминаристам (Сера, Синьяку и др.), направление, представленное во Франции Сезанном и Гогеном, а у нас "монополизованное" Ларионовым и Гончаровой". Лившиц рассказывает также об оппонентах Боброва - Давиде Бурлюке и Николае Кульбине. Из других документов известно, что в прениях выступил и Илья Зданевич, тогда - студент юрфака петербургского университета. О том, что в обсуждении "реферата Боброва" участвовал Илья Зданевич, и, вероятно, Михаил Ле-Дантю, сообщает сам Зданевич - в 1918 в неизданной статье о М. Ле-Дантю (5): «В январе 1912 года в Троицком театре на докладе Сергея Боброва впервые в Петербурге декларировали мы футуризм и посеяли его семена в русской действительности» (ГРМ). Зданевич к тому времени уже несколько лет заинтересовался итальянскими футуристами - еще будучи гимназистом, он написал (из Тифлиса) письмо Маринетти, в 1911 познакомился с манифестами футуристов, которые привез в Тифлис из Парижа Борис Лопатинский. Отчет о "Реферате Борова" составил председатель "Союза молодежи" Эдуард Спандиков (7) ПРИМЕЧАНИЯ 1. Лефанта чиол, М., 2002. С. 234-235. 2. Пример одной из программ театра: 3. Пуризм (фр. purisme, от лат. purus — чистый) – стремление к очищению литературного языка от иноязычных заимствований, неологизмов, от проникновения в него ненормированных лексических и грамматических элементов. Как художественное течение возник во Франции в конце 1910-х гг. 4. См.: Бобров С. Основы новой русской живописи // Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Т. 1. С. 43; РГАЛИ, ф. 2554 оп. 2 ед. хр. 654 (материалы об участии С.П.Боброва во Всероссийском съезде художников: вестник съезда, пригласительный билет на реферат С.П.Боброва "Основы новой русской живописи (русский пуризм) 5 Ростиславов А. Русский пуризм (Реферат С. Боброва). - «Речь», 1912, 21 января. 6 Государственный музей искусств Грузии, ф.177, ед. хр. 37, п. 6. 7 Спандиков Э. Реферат Сергея Боброва. Русский пуризм. - «Союз молодежи», 1912, № 1, с. 21-22. |