| ||||||||||||||||||
2018. Сомнительная Розанова. Скандал в Генте Игорь Топоровский и Катрин де Зегер на фоне картины, аттрибутируемой Розановой. Фото: Fondation Dieleghem ИГОРЬ ТОПОРОВСКИЙ, СОВЕТНИК, ДИЛЕР, МЕЦЕНАТ Новая экспозиция в MSK Gent и фонд Дилегем В октябре 2017 Музей изящных искусств бельгийского города Гента (MSK Gent) открыл свою новую постоянную экспозицию. Самым интригующим обновлением были 26 неизвестных работ, атрибутируемых русским авангардистам (Гончаровой, Кандинскому, Ларионову, Лисицкому, Малевичу, Поповой, Родченко, Татлину, Удальцовой, Филонову, Экстер и др.) и представленные под общим названием «Русский модернизм 1910–1930». Хитом показа были ранее не известные искусствоведам прялка и туесок, расписанные Малевичем. Ольга Розанова была представлена двумя работами — натюрмортом c «ночным письмом» и абстрактной композицией. Обе работы в выставочном пространстве висели очень удачно и множественностью деталей располагали к рассматриванию — именно на фоне розановских картин были сделаны официальные фото организаторов выставки. Игорь Топоровский с женой на фоне сомнительной "Абстрактной композиции" Ольги Розановой Все произведения были взяты в долгосрочный заем у Фонда Дилегем (Dieleghem Foundation), основанного брюссельским коллекционером советско-украинского происхождения Игорем Топоровским (р.1966). Председатель Фонда «Дилегем» Эрве Дуайен, бургомистр брюссельской коммуны Жет «Мой музей откроется в самом большом частном парке с замком. Рядом находится выигрышное выставочное пространство Атомиум, где много посетителей». Архитектура музейного пространства задумывалась в бельгийском «королевском» духе — как сочетание старинной роскоши и современной дерзости. Проект реконструкции здания готовил Серж Руз (Serge Roose), современный архитектор, много работавший в Алжире. За участок вокруг замка взялся «садовник» Бенуа Фондю (Benoît Fondu), сотрудничающий с современными художниками и умеющий смотреть на исторические ландшафты сквозь новую оптику (наиболее известен «Философским садом» для музея Эразма Роттердамского в Андерлехте). Сад Музея Эразма, спроектированный Бенуа Фондю в 2000 в рамках программы «Культурная столица Европы». Бывшее имущество семьи Титека может стать музеем Финансировать капительный ремонт здания площадью 1200 кв.м. и прилегающего сада площадью 2 га Фонд планировал вместе с коммуной Жет. По предварительным расчетам, на реконструкцию требовалось около €2 млн. Основой музея в Дилегеме должна была стать коллекция Топоровских. При этом Фонд оставлял за собой право продавать любое произведение, «если оно не подходит к коллекции». В правление Фонда вошли такие платежеспособные персоны, как 77-летняя Элен де Витт (Hélène de Witt du Lau Allemans), дочь принцессы Марии Клотильды Бонапарт, родственница бельгийской королевской семьи; 74-летний Кристиан Пинт (Christian Pinte), ответственный за пополнение художественных собраний банков Dexia и Paribas и др. Гентский Алтарь и Святыня Русского Авангарда Роковой особенностью истории Топоровского стало то, что экспозиция русского авангарда была помещена в единое музейное пространство с абсолютной европейской достопримечательностью — Гентским алтарем. Большинство туристов приезжают в Бельгию именно ради этого «мистического шедевра мировой живописи», созданного в середине 15 века Хубертом и Яном ван Эйками. 24 панели Алтаря символически изображают процесс превращение «старого человека» в «нового» путем трагического постижения универсума; по преданию, никто не может стать «новым человеком» без приобщения к «гентским таинствам». Вообще Гентский Алтарь располагается в соборе св. Бавена. Но один раз в 50 лет он отправляется на реставрацию. С 2012 Алтарь находится на реставрации именно в MSK. Причем впервые за всю историю Бельгии за этой реставрацией можно наблюдать: четыре специалиста из Бельгийского королевского института культурного наследия (KIK) работают над панелями Алтаря в одном из залов музея — в стеклянном кубе, на виду у всех.
В связи с этим проектом Lonely Planet включил Гент в десятку самых интересных для посещения европейских городов. Реставрация Алтаря должна закончиться в 2020 грандиозной выставкой в MSK с участием работ ван Эйков из десятков музеев мира. Эта выставка является краеугольным камнем регионального музейно-туристического мегапроекта «Фламандские мастера», стоящего €25 млн.и нацеленного на скачковое увеличение потока туристов в регион. Так что Русский Авангард Топоровского, скорее случайно, оказался в непосредственной близости от мистического сердца Евросоюза, в которое в тот самый момент вливались большие деньги в расчете на еще большие деньги. Директор музея, Катрин де Зегер, назначенная на эту должность на последней стадии реставрации Алтаря, в первые дни демонстрации коллекции Топоровского намеревалась синхронизировать две экспозиции — «вернуть русскому авангарду его духовное измерение». Но скандал вокруг его коллекции не только разрушил планы Фонда Дилегем, но в определенном смысле поставил под угрозу реализацию всего мега-проекта «Фламандские мастера». Этим в основном и была обусловлена та решимость, с которой восстали фламандские политики и музейщики. Основы коллекции Топоровских Всего в собрании Топоровских хранится около 500 работ русских «модернистов»; это самое крупное собрание такого рода в Бельгии. Рассказы Топоровского об источниках коллекции и способах ее попадания в Европу становились все более аккуратными по мере сгущения туч. В первом материале о будущих выставке и музее («Жет, святыня русского современного искусства», «Эхо», 1 декабря 2017) говорилось о «триптихе» источников: коллекция семьи Ольги Топоровской, частные коллекции (художницы Александры Экстер, бывшего директора Эрмитажа Иосифа Орбелли) и музейные распродажи (особенно украинские). Самые невинные и непротиворечивые версии предложили позже «Московский комсомолец» и «Вести». Из них следовало, что большая часть коллекции была приобретена самим Топоровским уже в Европе («в основном в Германии и Швейцарии»). Все эти рассказы не имели никаких подтверждений и ставились под сомнение и прессой, и экспертами, и наследниками владельцев частных коллекций. Топоровский и все русские президенты Во всех интервью Топоровский педалирует собственную политическую сознательность и намекает на связи в высшем руководстве России. Президент Горбачев, Перестройка, Париж, Ватикан
Встреча Михаила Горбачева с папой Иоанном Павлом II в Ватикане, 1989 Игорь Владимирович Топоровский родился 13 февраля 1966. Учился на истфаке МГУ («историю русского искусства рубежа 19-20 веков тогда в МГУ преподавал Дмитрий Сарабьянов, который и привил мне любовь к этому искусству»). В 1988 истфак окончил с красным дипломом. Дипломную работу писал о якобинских праздниках. В Перестройку стажировался в Институте политических исследований в Париже. Тогда у него и появились первые свободные деньги («Представляете, у меня была ежемесячная стипендия в 10 тыс. франков. По тем временам это была астрономическая сумма в России»). На них он и начал приобретать «за гроши» картины русских авангардистов. По окончании вуза поступил в аспирантуру и работал на полставки в только что созданном «Институте Европы», готовившем визиты Горбачева в Европу («В самом начале нас было около 10 человек. Мы плотно работали с ЦК КПСС, международным отделом, писали бумаги лично для Михаила Сергеевича… Да, я — один из тех, кто разрабатывал для Горбачева досье, готовил его визиты, к примеру, в Ватикан, но не входил в круг в его личных советников»). Президент Ельцин, гражданские инициативы в НАТО и ЕС, авантюры вокруг Госдумы В 1992 Топоровский защитил в Институте Европы диссертацию по теме «Многостороннее культурное сотрудничество в Европе в 1970-80-е гг.». В июле 1994 зарегистрировал общественную организацию «Институт внешней политики и международных отношений», ИВПМО ОО. Организация сначала, похоже, прибилась к администрации Лужкова, но постепенно отдрейфовала к Кремлю. Участие ученой общественности во внешних связях тогда рассматривалось властями как хорошая «демократическая» смазка. Сам Топоровский при этом осознавал себя «тайным дипломатом»: «С 1990-х я ездил в командировки в Европу, сохранилась даже моя переписка с покойным генсекретарем НАТО Манфредом Вернером. Я был 4-5-ым человеком из Союза, кто переступил порог этой организации», «стал советником европейского председателя Трехсторонней комиссии Жоржа Бертуэна. С 1991 по 1996-й мной были организованы большинство визитов российских парламентариев в Брюссель». Генеральный секретарь НАТО Манфред Вернер в Москве, 1991 За границей, среди прочего, Топоровский «работал во всех европейских архивах, в запасниках крупнейших музеев, в частности, в парижском Центре Помпиду и кёльнском Музее Людвига. "Я хотел, чтобы моя коллекция не только была представлена, но и научно обоснована. Чтобы разговаривать можно было с экспертами, а не с арт-дилерами». И, естественно, пополнял коллекцию. На родине Топоровский погружался в политику. В 1995 он баллотировался «от избирателей» в ГД по Медведковскому избирательному округу №196. В округе победил Георгий Боос. В 1998 участвовал в подготовке приема в Москве «архитектора Евросоюза» Жака Делора. Бельгийские СМИ считают этот сюжет пиком карьеры «политического консультанта Топоровского». В 1999 «Яблоко» выдвинуло Топоровского в ГД, по Пушкинскому одномандатному округу Московской области. Но подписи он собирал плохо, «Коммерсантъ» допускает, что именно за их фальсификацию Игорь Владимирович был, по инициативе Вячеслава Игрунова, исключен в это время из «Яблока» (официально — «за непредоставление нужных документов»). Президент Путин, мудрые мысли о демократии Осенью 2004 Топоровский опять попытался включиться в избирательную кампанию, в этот раз — президентскую. Опубликовал в «Российской газете» статью с предложением кардинально изменить избирательную систему России (на представительную, по модели Евросоюза). Такие перемены сулили, якобы, принципиальное улучшение связей верховной власти с гражданским обществом. В 2005-м Топоровский «более полугода работал по договору в Администрации президента». Дело Преображенских, эмиграция
Чета Преображенских Возможно, не только своими смелыми политическими идеями Топоровский приглянулся кому-то в АП. В 2012 Никита Семенов, адвокат московской галереи «Триумф», бывший в середине 2000-х следователем СК ГУВД Москвы, рассказал корреспонденту «Эсквайра», что, по слухам, в какой-то момент «одному сотруднику Администрации Президента было продано порядка 10-12 поддельных предметов русского авангарда — Кончаловский, Фальк, Кандинский и далее по списку. Огласки эта история не получила». Никита Семенов, следователь по делу Преображенских Во всяком случае, достоверно известно, что в 2005 Топоровский русский авангард продавал, зарабатывая на этих продажах миллионы долларов. В связи с одной такой продажей привлекался в качестве свидетеля по громкому уголовному делу. Об этом позже рассказал тот же Никита Семенов, который расследовал это дело. Чета Преображенских продавала поддельные картины. Следствие установило, что они взяли у Топоровского две работы, Кандинского и Малевича, продали их клиенту, рассчитались с Топоровским, а разницу оставили себе. «В деле есть протокол допроса и его расписка в получении почти $3 млн. Топоровский на допросе показал, что картины происходят из семьи Орбели через некоего Камо Манукяна». Были ли они подделками — неизвестно: купил их олигарх, со следователями общаться отказался, на картины не жаловался. В 2008-м искусствовед Татьяна Преображенская была приговорена к девяти годам лишения свободы; ее муж, преподаватель Общевойсковой академии — к восьми с половиной. Так или иначе, в 2006 Топоровский с семьей переехал в Брюссель; в какой-то момент все они получили бельгийское гражданство. Позже Топоровский заявлял, что работа с коллекцией была главной целью его эмиграции («Главное — возможность реализовать мой культурный проект, о котором я грезил многие годы»). Тур В 2009 четыре картины из собрания уже бельгийского коллекционера Топоровского участвовали в выставке «Александра Экстер и ее друзья» во французском городе Туре. Выставка была арестована по заявлению о фальшивках от главы «Ассоциации Александры Экстер» Андрея Накова.Тогда в ходе следствия местный эксперт общего профиля, назначенный следственным судьей Тура, произвел технологический анализ картин, принадлежащих Топоровскому. Результаты не дали однозначного ответа. Теперь Топоровский заявляет, что его собственность была признана судом подлинной. Адвокат Накова сообщил прессе в 2018, что иски Топоровского против Накова по этому поводу многочисленны. В 2017 Топоровский выставил в Генте ту же картину «Флоренция», атрибутируемую Экстер, которая выставлялась и в Туре. Тот же Никита Семенов рассказал обозревателю The Art Newspaper Саймону Хьюитту, что в 2013 к нему приходил один художник, который утверждал, что продал около 50 картин (в среднем по €1,5 тыс.) «в стиле русских авангардистов» Топоровскому и некоему русскому арт-дилеру с галереями в Париже и Нью-Йорке. Когда покупатели отказались платить, художник обратился в полицию, где показал фотографии проданных работ. «Сравнивая фотографии этих работ с фотографиями с выставки в Генте, я вижу много общего», — сказал Семенов. Но в то время дело против Топоровского и неназанного арт-дилера заведено не было. Саймон Хьюитт (Simon Hewitt) — британский историк искусства, арт-критик, куратор и фотограф. Изучал историю исскуства в Оксфордском университете. С 1985-го года пишет статьи об искусстве и рынке произведений искусства для ряда международных изданий, включая Art & Auction, The Art Newspaper, Antiques Trade Gazette, Russian Art + Culture, Ведомости и др. С 2004-го года активно пишет о русском искусстве. Проживает в Швейцарии. Бургомистр Дуайен, министр Гатц, званые обеды Самые ранние достоверные сведения о жизни Топоровского в Бельгии относятся к концу 2016 - министр культуры Свен Гатц посетил его дом по просьбе бургомистра Эрве Дуайена 2 декабря 2016.
Свен Гатц, министр по делам культуры, молодежи и медиа Фландрии Топоровский устроил министру презентацию. «О выставке он не говорил», — отметил Гатц. 6 января 2017 они еще раз встретились, теперь в кабинете министра. Топоровский спросил, где он может выставить свою коллекцию. 17 марта сотрудник Гатца отправил ему по почте контакты трех фламандских музеев — MSK, Mu.ZEE и Bozar. 20 марта 2017 министерство сообщило о выставочной идее Топоровского этим организациям по электронной почте: «Сообщаем, что к нам обратился г-н Игорь Топоровский. Среди прочего, он изложил идею новой выставки и попросил нас предоставить ему контакты вашей организации, чтобы подробнее обсудить его планы. Он может связаться с вами по этому поводу в течение недели». Как добавил Гатц, «больше я не интересовался этим делом». Mu.ZEE и Bozar не решились связываться с большой неизвестной коллекцией русского авангарда, опасаясь подделок. Но директор MSK посчитала письмо Гатца рекомендацией к сотрудничеству. За полгода до открытия выставки в Генте Топоровский начал устраивать званые обеды для чиновников, спонсоров, коллекционеров, экспертов и прессы в своем шикарно обставленном доме, расположенном в центре Брюсселя. Гостиная и столовая были украшены неизвестными работами Кандинского, Экстер, Гончаровой, Ларионова, Явленского, Поповой, Малевича и др. Среди этих отборных «шедевров» фигурировала и розановская «Червовая Дама». Топоровский во время пресс-обедов обещал переписать историю русского искусства, «слишком плохо известную из-за всех потрясений 20-го века». «Модернизм! Авангард — термин неправильный. Эти художники учились французскому искусству, пост-импрессионизм оказал на них огромное влияние — сначала Сезанн, Ван Гог и Гоген, затем Пикассо и Матисс. Из-за кратковременного сосуществования с коммунизмом авангарду приписывают революционные смыслы. Но даже беспредметное искусство существовало до коммунистического переворота. Придя к власти, коммунисты, не имеющие художественного проекта, хотели заполнить вакуум». Директор MSK Катрин де Зегер вошла в научный совет фонда Дилегем. Как потом стало известно, MSK получал преимущественное право на выкуп произведений из Фонда. До сих пор Зегер остается единственной, реально пострадавшей от конфликта персоной. Забавно, что выставку русского авангарда в гентском музее рекламировал на своем сайте Люк Мишель, бельгийский политический активист, идеолог местного «национал-коммунизма», родственного российским организациям Эдуарда Лимонова и Александра Дугина. В 2014 Люк Мишель выступал наблюдателем на референдуме о статусе Крыма. КАТРИН ДЕ ЗЕГЕР, ЦЕНИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО АВАНГАРДА
Катрин де Зегер прикасается к авангарду. Катрин де Зегер родилась в 1955 году в голландском городе Гронинген. Окончила Государственный университет Гента по специальности «история искусств и археология». В первой половине 1980-х работала в Департаменте художественного наследия Брюгге. В 1985 возглавила Выставочный центр города Кортрейк, в 1988 стала одним из основателей Центра современного искусства «Канал» (Kanaal Art Foundation). Москва, Бакштейн — Кортрейк, Кабаков и Соостер Илья Кабаков и Иосиф Бакштейн, 1985. Как и большинство европейцев, она заинтересовалась русским искусством во «времена Горби». В 1991, за два месяца до распада СССР, посетила Москву. Видимо, именно тогда она познакомилась с Иосифом Бакштейном, со-куратором недавней выставки «Между весной и летом. Советское концептуальное искусство в эпоху позднего коммунизма» (Beetween Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism, прошедшей в Бостоне и других городах США) и создающим теперь в Москве Институт современного искусства. Вместе они решили провести в Кортрейке выставку Ильи Кабакова — самого известного на Западе художника «русского андеграунда». Илья Кабаков и Юло Соостер в мастерской Кабакова, 1968. Собственно же героический «андегруанд» был представлен на выставке старшим другом Кабакова — метафизическим живописцем и сюрреалистическим графиком Юло Соостером (Ülo Sooster), урожденным эстонцем, серьезно пострадавшим от советской власти. Соостер был арестован 27 декабря 1949 вместе с другими четырьмя эстонскими молодыми художниками, требовавшими разрешения на стажировку в Париже. Холодная война все еще продолжалась. Все пятеро обвинялись в антисоветской деятельности и были осуждены по 58-1а статье УК СССР (измена родине) на 25 лет. Соостер до 1956 отбывал заключение под Карагандой, после чего реабилитирован. Участвовал в знаменитой выставке в Манеже в 1962. Как и Кабаков, построил за свой счет мастерскую на Сретенском бульваре, тоже зарабатывал книжной графикой. Умер в 1970 в возрасте 46 лет. Каталог выставки «Иллюстрация как средство выживания». Выставка Кабакова и Соостера «Иллюстрация как средство выживания» (Illustration as a Way to Survive) прошла в Выставочном центре Кортрейка в октябре — декабре 1992 при поддержке зегеровского Kanaal Art Foundation и Королевской академии изящных искусств (Антверпен). Как писал в статье к каталогу выставки Бакштейн, официальная советская книжная графика Соостера сыграла очень важную роль в формировании главного «неофициального» направления в искусстве СССР — московского концептуализма 1970-1980-х. Последствия «Иллюстрации» Выставку в Кортрейке ни Кабаков, ни Бакштейн, ни Зегер не называют в числе ключевых для своих творческих биографий. В списке «избранных выставок» Бакштейна эта выставка вообще не значится; в разнообразных списках выставок Кабакова обычно ошибочно указывается, что «Иллюстрация» прошла в Королевской академии искусств, Бельгия; Кортрейк никак не упоминается. Зегер также об этой выставке публично ни разу не упоминала. Только в перечнях выставок Юло Соостера указывается и Кортейк, и арт-фонд «Канал». Тем не менее «Иллюстрация» оказалась в некотором смысле судьбоносным событием, как для ее кураторов, так и для бодрствующего художника.
Обложска книги Ильи Кабакова "О картинах Юло Соостера. Субъективные заметки» А Катрин де Зегер с тех пор серьезно занялась исследованием рисунка (не столько «рисунка», сколько «линии в пространстве», как она говорит), став со временем одним из значительных специалистов в этой области. Эллиптический срез Из-за того, что огромная часть выдающихся рисунков в искусстве 20 века была создана женщинами, в сферу интересов Зегер внедрилось нечто противоречивое, трудно вербализуемое, находящееся между «феминизмом в искусстве» и его противоположностью — «женским искусством». В 1994 Зегер подготовила выставку с уклончиво-поэтическим названием «Внутри видимого. Эллиптический срез искусства 20 века в отношении, по поводу и исходя из женственности» (Inside the Visible: An Elliptical Traverse of 20th Century Art in, of, and from the Feminine).
Эти словесные кружева заинтриговали коллег. За два года выставка была показана в Институте современного искусства Бостона, лондонской галерее White chapel и художественной галерее западной Австралии. С тех пор за Зегер закрепилось определение «исследовательницы женственности». В 1997 Катрин была назначена куратором павильона Бельгии на Венецианской биеннале современного искусства. В 1999 заняла пост директора и главного куратора Центра рисунка в Нью-Йорке. 13 лет регулярно публиковала эссе о женщинах-художницах (выпустила их тематическим сборником в 2012). В 2007 стала лауреатом гранта Arts Writers Grant of Creative Capital, учрежденного фондом Энди Уорхола; назначена директором выставок и издательских программ в Художественной галерее Онтарио в Торонто, Канада. Линия
Конни Батлер и Катрин де Зегер на выставке «О линии». Пиком ее «рисуночной» карьеры с уклоном в женственность (который она все чаще определяла как «феминизм») стала позиция приглашенного куратора масштабной выставки, прошедшей в 2011 в Нью-Йоркском Музее современного искусства (МоМА). Выставка называлась «О линии. Рисунок в ХХ веке» (On Line: Drawing Through the Twentieth Century). Добрая половина работ на выставке принадлежала женщинам-художницам из США и других стран, относящимся к послевоенным поколениям. Кураторы «Линии» и авторы выставочного каталога — Конни Батлер (Connie Butler) (глава отдела рисунков МоМа в 2006-2013) и Катрин де Зегер — получили за эту выставку главный приз Международной ассоциации арт-критиков. Сама Зегер позже рассказывала московским журналистам, что эта важнейшая выставка для нее лично являлась «оммажем русским художницам-авангардисткам», и что название этой выставки концептуально отсылало к известному эссе Василия Кандинского «О линии». В действительности эта выставка в МоМА, как и большинство других американских выставок, претендующих на «глобальность», естественным образом имела подавляющий американский крен. Конни Батлер, сокуратор «Линии», яркая американская феминистка, не была особо увлечена самыми ранними формами мирового «нового искусства» — ни французским постимпрессионизмом, ни итальянским футуризмом, ни русским авангардом, хотя и признавала их историческую значимость. Из 107 участников «Линии» 33 были американцами; далее шли французы и итальянцы (по 7). Русским отводилось почетное третье место — наравне с бельгийцами и канадцами, они были представлены 6-ю авторами. Правда, все участники из России были рождены в 1880-х — 1890-х, давно мертвы и уже более-менее известны американской публике: Эль Лисицкий, Казимир Малевич, Вацлав Нижинский, Иван Пуни и Александр Родченко (Кандинский числится в МоМА французским художником).
Магдалена Дабровски. Из «амазонок» на выставке была представлена только Любовь Попова. Хотя в МоМА имеется большой запас графики российских художниц-авангардисток (в т.ч. — Розановой), собственный специалист в то время в музее был только «по Поповой» — Магдалена Дабровски (Magdalena Dabrowski) еще в 1991 сделала выставку Поповой из фондов МоМА и подготовила к ней каталог. В дальнейшем Дабровски писала о Кандинском, Родченко, Малевиче и Хидекеле и, в конце концов, получила признание в качестве эксперта по русскому авангарду. Готовя для «Линии» русский блок, Зегер, естественно, с Дабровски общалась. После резонансной «Линии» Зегер пригласили в Австралию — в 2012 она была куратором Сиднейской биеннале, в 2013 — куратором австралийского павильона на Венецианской биеннале. 5-я Московская биеннале «Больше света» В том же 2013 комиссар Московской биеннале и давний ее знакомый Иосиф Бакштейн пригласил Катрин кураторствовать в Москву. Основной проект 5-й Московской биеннале, который Зегер назвала «Больше света», разместился в Манеже. Она и тут говорила об оммаже русским авангардистам. «В моем проекте нет центра. Меня гораздо больше интересует пространство Манежа — просторное, наполненное воздухом и светом. Отчасти оно и подсказало тему — «Больше света». И это, в свою очередь, мой оммаж русскому авангарду — отсылка к футуристической опере «Победа над солнцем», которой в этом году исполняется сто лет. Может, вам это не так интересно, но западных художников по-прежнему завораживают эксперименты русских авангардистов, определивших развитие искусства всего ХХ века».
MSK и мечты о русском авангарде Зегер в свой московский год познакомилась с руководством крупнейших российских музеев, посещала Третьяковскую галерею и Русский музей с их представительными авангардистскими коллекциями, встречалась со многими искусствоведами и критиками. И окончательно утвердилась в мысли о том, что авангард — самое ценное из того, что было создано в России, а то и в мире, за последние сто лет. Это как-то загадочно сочеталось с ее умиротворяющими идейными установками. 1 ноября 2013 еще находящаяся в Москве Катрин де Зегер была назначена директором Музея изящных искусств бельгийского города Гента. Немецкая искусствовед Ноэми Смолик, давняя знакомая Зегер, писавшая тексты для каталога 5-й Московской биеннале по ее заказу, позже рассказала, что они с Катрин тогда «задумывались о выставке русского авангарда», разрабатывали «концепции», строили планы. Ноэми Смолик. И вот, наконец, в начале 2017 министр культуры Фландрии Свен Гатц написал Зегер о коллекционере Игоре Топоровском, владельце крупнейшей в Бельгии коллекции русского авангарда, и о его желании показать свою коллекцию в музее. Зегер с готовностью согласилась арендовать для показа в новой постоянной экспозиции MSK два с половиной десятка работ из коллекции Топоровского. В мае 2017 дом Топоровского посетила, по приглашению неназванного «друга», Магдалена Дабровски, давняя знакомая Катрин по Нью-Йорку. Дабровски никаких сомнений в подлинности вещей из коллекции Топоровского тогда не высказала. Новая постоянная экспозиция МSK, включавшая 24 неизвестные работы русских авангардистов первого ряда, открылась 15 октября. При открытии новой экспозиции Гентского музея г-жа директор повторила слова Топоровского о необходимости «переписать историю русского авангарда» и сказала, что, возможно, уже в конце 2018 в гентском музее пройдет грандиозная выставка русского авангарда из коллекции Топоровского и крупнейших европейских музеев. ПРОТЕСТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ Сомнительная Розанова . Супрематическая композиция. 1917. Холст, масло. Из коллекции И. Топоровского. Сомнительная Розанова . Футуристическая композиция. 1915. Холст, масло. Из коллекции И. Топоровского. Консолидация мнений Первым публично возмутился составом выставки в гентском музее московский художник Павел Отдельнов, знаток творчества Павла Филонова, по случаю находившийся 15 ноября 2017 в Генте. «Я прошу прощения, но должно быть стыдно показывать такое количество фальшивого русского авангарда в уважаемом музее», — откомментировал он рекламную страницу Гентской выставки в Фейсбуке. Музей не поленился и ответил: «Дорогой Павел! Мы очень сожалеем, что у Вас есть сомнения, но мы можем заверить вас, что у музея есть необходимые гарантии владельца в подлинности работ…». — «Но у меня нет сомнений, — я уверен! — настаивал Павел. — Я люблю этого художника и знаю его манеру письма прекрасно. Сравните…» (приводились изображения картин подлинного Филонова и того, что был выставлен в Генте). Музей дискуссию не продолжил. Павел Отдельнов Собеседник Отдельнова, Емельян Захаров, там же написал о «невыносимом ощущении испанского стыда, которое охватывает тебя целиком, когда ты находишься в этом зале». Емельян Захаров — совладелец московской галереи современного искусства «Триумф», коллекционер в пятом поколении. Соучредитель компании Cityline, студии «Web Design», клуба-галереи «Дача» на Рублевке, «Рижской Биеннале Современного Искусства». Совместно с Росохранкультурой выпускал многотомный «Каталог подделок произведений живописи». В январе 2018 Гентскую выставку посетил (и сделал качественные фото) Джеймс Баттервик. По результатом этой поездки Баттервик и Константин Акинша, члены эксперной организации «Проект по исследованию русского авангарда» (RARP), выступили с инициативой открытого письма, которое подписала группа международных искусствоведов, экспертов и галеристов (большинство — русского происхождения, но проживающие за границей, участники проектов RARP). Константин Акинша (р. 1960) — историк искусства, журналист, редактор. Консультировал первую московскую частную галерею «Марс» по «новой волне» украинского искусства. Кандидат искусствознания, редактор журнала ARTnews, Нью-Йорк. Соавтор книг: «AAM Guide for Provenance Research», 2001; «Beautiful Loot: Soviet Plunder of European Art Treasures», 1995 RARP — Russian Avant-Garde Research Project («Исследовательский проект русского авангарда»). Образован в Лондоне в начале 2015 по инициативе российского миллиардера и коллекционера русского авангарда Петра Авена, председателя совета директоров банковской группы «Альфа-Банк». Основная цель — защита наследия русского авангарда (прежде всего Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова) от подделок. В письме авторы назвали все экспонаты Топоровского в MSK «вызывающими множество вопросов» и призвали лиц, уполномоченных принимать решения по данному вопросу, разобраться в происходящем (см. приложение). Русская и английская версии The Art Newspaper, а также бельгийская De Standaart опубликовали это письмо 15 января 2018. В Москве и Брюсселе письмо сопровождалось расследованиями собственных корреспондентов — Натальи Шкуренок и Гирт Селс соответственно. Все эти публикации дали отмашку скандалам в прессе, бурным обсуждениям во фламандских властных структурах и, в конце концов, началу судебного расследования. Хроника развития событий Розанова в фальшивом буклете Харьковской выставки Разворот каталога выставки произведений из коллекции Харьковского художественного музея и частных собраний «Образ прекрасный» Поддельный разворот каталога выставки произведений из коллекции Харьковского художественного музея и частных собраний «Образ прекрасный» — с появлением О. Розановой и Н. Гончаровой. Среди прочего, в статье Хьюитта описывался тяжелый для репутации Топоровского сюжет о подделке каталога харьковской выставки с целью «легализации» сомнительных работ Розановой и Гончаровой. Работа Гончаровой из фальсифицированного харьковского каталога участвовала в Гентской выставке. Работа же Розановой — нет. Возможно, она приберегалась для более важного случая. Точно известно, что «Червонную даму» Розанова писала. Название картины фигурирует в каталогах трех выставок: Гипотеза червонного «автопортрета» основывается на четырех источниках: О. Розанова. Червонная дама из «Заумной гниги» Крученых и Якобсона, 1914-1916. О. Розанова. Одновременное изображение Пиковой и Червонной Дам из «Заумной гниги» Крученых и Якобсона, 1914-1916. О. Розанова. Игральная карта. Около 1914. Бумага, тушь. В. Степанова. Розанова танцует. 1917-1918. Из серии иллюстраций к пьесе А. Крученых «Глы-глы». Из этого набора образов понятно, что червонная дама существовала, как минимум, двух видов — бюстовая и полноростовая танцующая — и была исполнена в разных техниках — холст/масло, цветная линогравюра, тиражная открытка, и, возможно, коллаж. Ошибки создателя «Футуристической композиции» Розановой «Футуристическая композиция» и «Супрематическая композиция» Розановой в рекламных и прочих материалах о выставке в Генте демонстрировалась в качестве одной из ключевых работ новой экспозиции — на фоне первой была сделана официальная парная фотография куратора и коллекционера, на фоне второй — официальная парная фотография коллекционера с женой. Ни одна видеосъемка не миновала этих полотен. Возможно, поэтому «ошибки» в предметной работе Розановой стали осуждаться в российских специализированных социальных сетях. |