Анна Броновицкая. Лекции по архитектуре 20 века в Гараже. 2016-2018

Лекция Анны Броновицкой из цикла «Архитектура XX века» в Музее «Гараж». Архитектура рубежа XIX–XX веков. Ар-нуво Первая лекция курса посвящена кризису историзма и переходу к эстетике ар-нуво, ключевым признаком которой стал стилистический синкретизм, охвативший архитектуру, моду и дизайн интерьера. В архитектуре историзма, доминировавшей на протяжении большей части XIX века, углубилось разделение между конструктивной основой сооружений и декорацией фасадов; функциям же приходилось вписываться в жестко заданный объем. К концу века ряд архитекторов, недовольных таким положением вещей, стали применять новые принципы проектирования, «лепя» объемы изнутри наружу, отталкиваясь от функции помещений, отказываясь от плоскостных фасадов и регулярной сетки окон. Одновременно утратили популярность исторические мотивы в декоре, уступив место стилизованным природным формам. В качестве важнейшей ценности была осознана целостность стиля. Все окружение человека, от архитектуры до обстановки, предметов быта и одежды, мыслилось как синтетическое произведение искусства. В рамках лекции были рассмотрены работы Отто Вагнера, Анри ван де Вельде, Адольфа Лооса, Эктора Гимара, Антонио Гауди, Чарльза Ренни Макинтоша, Йозефа Плечника, Федора Шехтеля, Льва Кекушева, Вильяма Валькота и других.

Гараж, 8 декабря 2015

Лекция Анны Броновицкой из цикла «Архитектура XX века» в Музее «Гараж». Жизнестроительная роль архитектуры в «обществе всеобщей социальной поддержки» и в социалистических странах. Брутализм и необрутализм. В послевоенный период правительства ряда стран Западной Европы поддерживали крупные строительные программы, нацеленные на установление социальной справедливости. Были разработаны и реализованы принципиально новые типологии школ, университетов, культурных, торговых и медицинских центров, жилых комплексов; строились целые новые города, в которых, как тогда надеялись, не будет места неравенству. В отличие от корпоративных сооружений и архитектуры, предназначенной для элиты, социально ориентированные здания должны были быть прежде всего «честными», не стремящимися соблазнить публику изяществом и красотой. В СССР в 1960–1970-х годах архитекторы решали сходные с западными коллегами задачи, проектируя здания с прицелом на коммунистическое будущее. В лекции рассмотрены работы Ле Корбюзье, Элисон и Питера Смитсон, Якоба Бакемы, Натана Остермана и других.

Гараж, 10 февраля 2016

Архитектура постмодернизма — что же это такое: дурновкусие и популизм, пришедшие на смену модернизму, или важный пласт архитектурного наследия? Совсем недавно, по мере удаления от 1960-1990 гг — эпохи расцвета постмодернизма, отношение к этому стилю, воспринимавшемуся скорее негативно, изменилось, и архитектурный постмодернизм стали воспринимать как серьезное историческое явление. Общество наконец приняло точку зрения Чарльза Дженкса, одного из столпов теории постмодернизма, что этот стиль — не столько реакция на архитектуру модернизма, а ее эволюция. Дело в том, что сейчас постмодернизм можно считать (в мировом масштабе) закрытой темой. Не смотря на то, что где-то все еще появляются постройки в этой стилистике (например, Китай) — это единицы. И теперь, отстранившись, мы можем, наконец, наиболее объективно взглянуть на это явление… Подробнее на http://www.architime.ru/video/postmod…

Гараж, 15 марта 2016

Лекция Анны Броновицкой из цикла «Архитектура XX века» в Музее «Гараж». Важнейшие архитектурные школы XX века: от ВХУТЕМАСа и Баухауса до Architectural Association. Лекция описывает значение архитектурных школ — от ВХУТЕМАСа и Баухауса до ведущих современных центров — в профессиональной подготовке специалистов и выработке новых художественных идей. В распространении и трансформации архитектурных идей и практик в XX веке немалую роль сыграли архитектурные школы. Их значение не только в том, что они сформировали поколения архитекторов, но и в том, что они служили площадками для плодотворного общения зрелых мастеров, которые в них преподавали. На лекции рассказано о программах и методах обучения в ведущих архитектурных школах: ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе и аспирантуре Академии архитектуры, Баухаусе, Римской архитектурной школе, Миланском и Туринском политехническом институтах, Массачусетском технологическом институте, архитектурной школе Гарвардского университета, лондонской Архитектурной ассоциации.

Гараж, 5 апреля 2016

Лекция Анны Броновицкой из цикла «Архитектура XX века» в Музее «Гараж». Внешние факторы, определившие развитие архитектуры XX века. Политика, экономика, техника. Механизмы трансфера идей между открытыми и закрытыми обществами. Лекция посвящена мировому профессиональному сообществу и рассказывает о существующих платформах обмена знанием и опытом между архитекторами разных стран и влиянии политики на развитие подобного диалога. В развитии архитектуры XX века можно проследить как влияние конкретных обстоятельств, различающихся от страны к стране, так и общие процессы, идущие независимо от барьеров между национальными государствами и политическими блоками. Заключительная лекция цикла будет посвящена площадкам профессиональных контактов в сфере архитектуры: международным выставкам и конференциям, таким организациям, как Международный конгресс современной архитектуры (CIAM), Комитет ООН по жилью, строительству и планированию и Международный союз архитекторов.

Гараж, 5 апреля 2016

Третья лекция Анны Броновицкой из цикла "Архитектура ХХ века" посвящена архитектурным школам прошлого столетия, точнее тем из них, что сыграли наибольшую роль в развитии современной архитектуры. Архитектура - один из способов улучшения жизни. Взгляды на то, чью жизнь и как она может наладить, менялись, и, перерождение умов влекло за собой обновление взглядов на архитектуру: ее функции и роль в новом мире. Немецкая школа Bauhaus и советская ВХУТЕМАС - это школы с очень схожей линией и судьбой. Открывшись практически одновременно, они одновременно же и закрылись. Но за два десятка лет их существования силами преподавателей в этих школах была создана настолько питательная почва для смелого и свободного творчества, что и сами преподаватели непрерывно эволюционировали вместе со студентами…

Гараж, 7 июня 2016

Лекция Анны Броновицкой из цикла «Архитектура XX века» в Музее «Гараж». Наиболее влиятельные книги и периодические издания по архитектуре и градостроительству. Печатные издания, в особенности иллюстрированные, на протяжении веков были одним из важнейших инструментов распространения архитектурных идей и стилей. В XX веке к книгам добавились журналы, которые позволяли пропагандировать проекты, постройки и теории, отвечающие разделяемой редакцией программе, а также критиковать оппонентов. Вокруг ведущих журналов, таких как итальянские Casabella и Domus, советский «Современная архитектура», французский L'Architecture d'aujourd'hui, английский Architectural Review, сформировались лагеря сторонников того или иного архитектурного направления. Предпоследняя лекция курса дает обзор ключевых книг и периодических изданий по теории и философии архитектуры, а также международных конгрессов и основных манифестов ХХ столетия. На лекции рассказано о следующих книгах: «К архитектуре» Ле Корбюзье, «Стиль и эпоха» Моисея Гинзбурга, «Пространство, время, архитектура» Зигфрида Гидеона, «Новый брутализм» Рейнера Бэнема, «Сложности и противоречия в архитектуре» и «Уроки Лас-Вегаса» Роберта Вентури, «Язык архитектуры постмодернизма» Чарльза Дженкса.

Гараж, 5 апреля 2016

vasarifest.ru #вазарифест #ncca_arsenal 17 сентября, 12:00. «Слова о новой архитектуре». Лекция историка архитектуры, директора по исследованиям Института модернизма Анны Броновицкой об архитектурных манифестах. В борьбе архитектурных течений XX века огромную роль играли тексты. Мало придумать новое, для победы нужно было внятно представить свои идеи коллегам, публике и, в конечном счете, заказчикам. На смену привычному слогану «Польза — прочность — красота» пришли шокирующие «Орнамент как преступление», «Машина для жилья», «Меньше — значит больше». Программные сочинения не только дают ключ к пониманию творчества архитекторов, они сами стали важными памятниками своего времени. Лекция посвящена книгам-манифестам важнейших этапов развития архитектуры XX века: «К архитектуре» Ле Корбюзье (1923), «Стиль и эпоха» Моисея Гинзбурга (1924), «Новый брутализм» Рейнера Бэнема (1966), «Сложности и противоречия в архитектуре» Роберта Вентури (1966), «Язык архитектуры постмодернизма» Чарльза Дженкса (1977),«S, M, L, XL» Рема Колхаса (1995). Место проведения: ККЗ Арсенала (Кремль, корп. 6)

9 декабря 2016

Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж» в рамках цикла «Архитекторы XX века. Часть 1». «Фрэнк Ллойд Райт (США, 1867–1959)». Райт происходил из семьи проповедников-нонконформистов и обладал необыкновенной способностью убеждать заказчиков в своей правоте. Так появились великолепные и совершенно непрактичные «Дом над водопадом» (1934–1937) и Музей Гуггенхайма (1959), но так же распространился и открытый план в жилой и офисной архитектуре. Создатель концепции «органической архитектуры», Райт пропагандировал близость к природе и на протяжении всей жизни занимался схемами пригородного расселения, но при этом с увлечением проектировал высокие башни. Среди его последних проектов — грандиозный генплан Большого Багдада (1957–1958) и небоскреб «Иллинойс» высотой в милю (1957), а когда Райт умер, на его столе остались наброски экономичного дома из бетонных блоков заводского изготовления. Эксцентрик и эгоист, чья личная жизнь сопровождалась чередой громких скандалов, он был занят поисками новых форм социальной гармонии и устроил свою мастерскую наподобие коммуны. Он интересовался происходящим в СССР и принял участие в Первом съезде Союза советских архитекторов, но всегда разделял народ России, которому признавался в любви, и правительство, которое он презирал. За почти 70-летнюю карьеру Райт создал более 1000 проектов и реализовал 532 из них. Его неизменно называют величайшим из американских архитекторов. Анна Броновицкая — историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ). Автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века. В 2016 году Музей современного искусства «Гараж» издал справочник-путеводитель «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991», написанный Анной в соавторстве с Николаем Малининым.

Гараж, 17 марта 2017

Первая лекция цикла Анны Броновицкой «Архитекторы ХХ века. Часть 2» посвящена Вальтеру Гропиусу — одному из пионеров архитектуры модернизма, сильнейшим образом повлиявшего на поколения архитекторов и дизайнеров. Ранние проекты и публикации архитектора раскрыли ценность эстетики промышленных сооружений и значение функционального метода проектирования. Первый директор школы Баухаус, Гропиус собрал сильнейшую команду преподавателей и полностью переосмыслил обучение архитекторов и дизайнеров. Эмигрировав в середине 1930-х в США, он стал важнейшим проводником идей современной архитектуры в этой стране. Гропиус разработал систему принципов формообразования в архитектуре, которые могут и должны сочетаться с локальными особенностями. Он верил в силу командной работы и почти все свои проекты создал в соавторстве. Полная противоположность фигуре «звездного» творца, Гропиус не занимался самопиаром, а пропагандировал функциональную и красивую архитектуру, которая может быть создана любым последователем его метода.

Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж». «Эрих Мендельсон (Германия, 1887–1953)». Эрих Мендельсон, известный в России прежде всего как автор проекта ленинградской фабрики «Красное знамя» (1925–1927), один из ярчайших представителей экспрессионизма в архитектуре, — в новой лекции Анны Броновицкой. Мендельсон успешно работал в Веймарской Германии, проектируя фабрики, театры и универсальные магазины, фактически создав новую формулу для этой типологии. После прихода нацистов к власти в 1933 году он был вынужден бежать в Великобританию, а в 1935-м открыл бюро в Иерусалиме. В изгнании он осознал свою национальную идентичность и работал над соединением еврейской традиции и современной архитектуры. Его постройки в подмандатной Палестине и США, куда он перебрался в 1941 году, представляют собой оригинальную версию национально окрашенного модернизма. Анна Броновицкая — историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ). Автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века. В 2016 году Музей современного искусства «Гараж» издал справочник-путеводитель «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991», написанный Анной в соавторстве с Николаем Малининым.

Гараж, 19 апреля 2017

Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж». «Ле Корбюзье (Швейцария — Франция, 1887–1965)». Ле Корбюзье (настоящее имя — Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) родился в Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии 6 октября 1887 года. Будучи многосторонне одаренным, реализовал себя в качестве архитектора, градостроителя, дизайнера, художника и писателя, оставив глубокий след в истории архитектуры не только Европы, но и таких стран, как СССР, Индия, Япония, Бразилия и многие другие. Архитектурная эстетика Ле Корбюзье, ориентированная на чистую индустриальную красоту, железобетонные покрытия, свободную планировку, прошла различные этапы трансформации, но всегда была направлена на преображение жизни, социальную ориентацию и нашла свое отражение как в небольших архитектурных опытах, так и в грандиозных, порой утопичных градостроительных проектах. Творчество Ле Корбюзье слишком обширно, чтобы его можно было рассмотреть в одной лекции. В фокусе внимания в этот раз были не столько хрестоматийные произведения, сколько менее известные или недостаточно понятые проекты и теории мастера, а также обстоятельства и люди, книги и путешествия, повлиявшие на его формирование и эволюцию. Отдельный сюжет — политические авантюры Ле Корбюзье: надежды, которые он связывал с СССР, правительством Виши и ООН. Анна Броновицкая — историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ). Автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века. В 2016 году Музей современного искусства «Гараж» издал справочник-путеводитель «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991», написанный Анной в соавторстве с Николаем Малининым.

Гараж, 19 апреля 2017

Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж». «Людвиг Мис ван дер Роэ (Германия — США, 1886–1969)». Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969) — самый большой эстет среди модернистов XX века. Его мало интересовали социальные задачи, и он всегда предпочитал работать с богатыми клиентами: архитектура, в полноте выражающая дух времени, стоит дорого. В начале своей карьеры был приверженцем неоклассицизма, а после Первой мировой войны стал одним из пионеров Современного движения. В 1930–1933 годах Мис ван дер Роэ был директором Баухауса, но не разделял функционалистских принципов основателя школы Вальтера Гропиуса. Жесткой связи функции и архитектурной формы он противопоставил универсальную архитектуру с гибким планом, который можно приспособить к разным функциям. Эту идею он воплотил уже в своих европейских постройках, создав такие шедевры, как павильон Германии на Всемирной выставке в Барселоне (1929) и вилла Тугендхат в Брно (1930). В США, куда архитектор перебрался из Германии в 1938 году, он показал, какого совершенства можно достичь, руководствуясь максимами «Меньше — значит больше» и «Бог в деталях». Постройки американского периода, такие как Краун-холл (здание архитектурного факультета Иллинойсского технологического института, 1956) и офисный небоскреб Сигрэм-билдинг в Нью-Йорке (1958), задали стандарт послевоенного «интернационального стиля», но ни одно из бесчисленных подражаний не смогло приблизиться к ним по художественному качеству. На лекции также было рассказано о некоторых сотрудниках мастера — дизайнере Лилли Райх и архитекторе Филипе Джонсоне — и о заказчиках, благодаря которым осуществились его важнейшие проекты. Анна Броновицкая — историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ). Автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века. В 2016 году Музей современного искусства «Гараж» издал справочник-путеводитель «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991», написанный Анной в соавторстве с Николаем Малининым.

Гараж, 19 апреля 2017

Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж». «Уоллес Харрисон (США, 1895–1981)» в рамках цикла лекций «Архитекторы XX века. Часть 1». Лекция Анны Броновицкой посвящена Уоллесу Харрисону — не входящему в пантеон героев современной архитектуры, но тем не менее одному из важнейших американских архитекторов, его жизни и творчеству. Харрисон был практиком, улавливавшим идеи «из воздуха» и воплощавшим их, иногда в сложнейших условиях.Без него в Нью-Йорке не было бы Рокфеллер-центра и Линкольн-центра. Вряд ли кто-то другой смог бы довести до конца строительство штаб-квартиры ООН. Созданный Харрисоном центральный павильон Всемирной выставки 1939 года в Нью-Йорке, «Трилон и Перисфера», не сохранился, но остался одной из икон архитектуры XX века. Для нас Харрисон интересен своим вниманием к русской культуре и встречающимися в его работах отсылками к творчеству Константина Мельникова, Ивана Леонидова, Якова Чернихова Анна Броновицкая — историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ). Автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века. В 2016 году Музей современного искусства «Гараж» издал справочник-путеводитель «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991», написанный Анной в соавторстве с Николаем Малининым.

12 мая 2017

Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж». «Пьер Луиджи Нерви (Италия, 1891–1979)» в рамках цикла лекций «Архитекторы XX века. Часть 1». Лекция Анны Броновицкой посвящена творчеству одного из ключевых итальянских архитекторов середины XX века, виртуозу уникальных каркасных армоцементных конструкций, получившему признание и всемирную известность. Пьер Луиджи Нерви родился 21 июня 1891 года в городке Сондрио на севере Италии. Будущий архитектор был неисправимым перфекционистом. На экзамене на звание гражданского инженера он получил беспрецедентно высокую оценку — 99 из 100 — и до конца жизни не снижал своих стандартов. Легкие перекрытия невиданных прежде параметров и принципиально новые несущие конструкции невозможно было создать, не подкрепив интуицию точным расчетом. Нерви утверждал, что о красоте специально не думает, что она возникает естественным образом, если «строить правильно» (так он назвал одну из своих двух книг). Искусствовед Николаус Певзнер, однако, подловил его на такой оценке работы одного из коллег: «Очень интересная конструкция, жаль, что так некрасиво». Эстетическое совершенство построек Нерви стало результатом не только технической изощренности, но и глубокого знания архитектуры прошлого. Железобетонные нервюры вызывают ассоциации с готикой, а лихо закрученные лестницы и гиперболические параболоиды сводов — с барокко. При этом сооружения Нерви стали символами современной Италии и повлияли на архитектуру других стран, не в последнюю очередь — Советского Союза. Анна Броновицкая — историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ). Автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века. В 2016 году Музей современного искусства «Гараж» издал справочник-путеводитель «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991», написанный Анной в соавторстве с Николаем Малининым.

Гараж, 12 мая 2017

Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж». «Бакминстер Фуллер (США, 1895–1983)» в рамках цикла лекций «Архитекторы XX века. Часть 1». Бакминстер Фуллер — один из наиболее ярких архитекторов-визионеров XX века — в новой лекции Анны Броновицкой. Фуллер переосмыслил само понятие архитектуры и рамки деятельности архитектора. Выдвинутый им принцип «Делать больше, затрачивая минимальное количество ресурсов» лег в основу современной концепции энергосбережения. Он был убежден, что если человечество направит ресурсы и усилия, затрачиваемые на военные нужды, на цели мира, то в короткое время удастся решить проблему нехватки жилья и продовольствия, ликвидировать бедность на всем земном шаре и заодно остановить разрушение экологии. В 1961 году он обратился к Всемирному конгрессу архитекторов с предложением немедленно начать такую работу, не ожидая поддержки правительств и не обращая внимания на различие политических систем. Американский индивидуалист и идеалист предсказал, что будущее — за горизонтальными связями и сетями. Из многочисленных изобретений Фуллера практическое применение нашел только геодезический купол, зато таких куполов построено по всему миру многие тысячи, и назначение их самое разное — от выставочных павильонов до полярных станций. У него до сих пор множество последователей и поклонников, среди которых такие разные архитекторы, как Норман Фостер и Алехандро Аравена. Анна Броновицкая — историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ). Автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века. В 2016 году Музей современного искусства «Гараж» издал справочник-путеводитель «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991», написанный Анной в соавторстве с Николаем Малининым.

Гараж, 18 мая 2017

Лекция Анны Броновицкой в Музее «Гараж». «Алвар Аалто (Финляндия, 1898–1976)» в рамках цикла лекций «Архитекторы XX века. Часть 1». Заключительная лекция Анны Броновицкой посвящена Алвару Аалто — крупнейшему архитектору и дизайнеру Финляндии, автору более трехсот построек не только в родной стране, но также во Франции, Германии, Италии и США. Архитектуру Алвара Аалто часто определяют как «гуманный модернизм», а сам он в шутку называл себя «дирижером оркестра», вовлекающим в работу рельеф местности, свет, растительность, разнообразные материалы, цвета и фактуры. Спроектированные Аалто для интерьеров своих зданий предметы мебели, светильники и вазы до сих пор находятся в серийном производстве. Алвар Аалто был значимым героем для советских архитекторов 1960–1980-х годов, не в последнюю очередь потому, что одна из его важнейших довоенных построек, библиотека в Выборге, после войны оказалась на территории России. Анна Броновицкая — историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ). Автор многочисленных публикаций по архитектуре XX века. В 2016 году Музей современного искусства «Гараж» издал справочник-путеводитель «Москва: архитектура советского модернизма. 1955–1991», написанный Анной в соавторстве с Николаем Малининым.

Гараж, 9 января 2018

Заключительная лекция цикла Анны Броновицкой посвящена домам, построенным архитекторами и дизайнерами для самих себя. Некоторые дома появились в результате обычного человеческого желания создать самое лучшее «гнездо» для своей семьи (так поступил, например, швед Гуннар Асплунд), другие — как идеальное обрамление для любовного союза двух творческих людей (дом E1027 Эйлин Грей); иногда собственный дом становился способом продемонстрировать потенциальным заказчикам свои способности (этой мыслью руководствовался переехавший в США Вальтер Гропиус), доказать жизнеспособность экстравагантной идеи (Бакминстер Фуллер), или дать образец стиля (Леон Криер).

1