Московский отдел ИЗО НКП как анархическая структура "в порах" раннего коммунистического строительства

Просматриваю газету "Анархия", орган коммуно-анархической Московской федерации анархических групп. Для ее раздела "Творчество" в марте-июле 1918 писали Ган, Малевич, Родченко, Удальцова, Гастев, Татлин и Розанова. Это хорошо известно. Но считается, что они отказались от анархизма, когда, в несколько приемов, перекочевали в Отдел ИЗО Наркомпроса.

Но орган московского Отдела ИЗО НКП - газета "Искусство" - перекликается с газетой "Анархия" настолько интенсивно, что буквально кажется ее "преемницей"! Они перенесли туда все эти, прописанные уже, анархические идеи "самоорганизации художников" - в смысле и музейного строительства, и образовательной сети, и рабочего театра, и управленческих механизмов, и общей рамки "производственничества".
Не знаю еще, как это сформулировать короче и доходчивей, но суть в том, что ранний московский Отдел ИЗО, несмотря на свой государственный статус, политически был организацией, контролируемой преимущественно коммуно-анархистами, не отказавшимися от своих взглядов. Думаю, что тогда это все понимали и принимали, как данность.
Да и Маркс считал, что искусство не укладывается в государственнические рамки, а развивается в их глубине, в "общественных порах". Запоминающееся определение.

ФБ, 30 ноября 2019

1