Книги на карантин: «Давид Бурлюк. Инстинкт эстетического самосохранения»

В тревожные минуты нет, наверное, лучшего чтения, чем биографии авантюристов — людей редкой породы, которые будто не умеют унывать, а в каждой стене уверенно находят дверь. И Давид Бурлюк, «отец русского футуризма», как раз из их числа. Конечно, как художник и поэт он вряд ли относится к первому ряду отечественного искусства. Но безусловно и другое — без него, наверное, не было бы Маяковского (по крайней мере, того Маяковского, которого мы знаем), да и в целом — без сборника «Пощечина общественному вкусу», скандальных выставок и кубофутуристических турне — весь Серебряный век был бы значительно скучнее.

Еще в раннем детстве Бурлюк потерял глаз (биограф восстановил и эту почти детективную историю), однако всё равно связал свою жизнь с изобразительным искусством. Идет Первая мировая, «футуризм мертв» и в моде давно иные персоналии — а Бурлюк организует легендарное «Кафе поэтов». Он не унывает и в эмиграции (этому малоизвестному периоду посвящена одна из самых занимательных частей книги). Там ему приходится идти на разные ухищрения — например, он не стесняется выдавать себя за еврея, копирует Ван Гога, а то и шлет в СССР полушуточное письмо о себе от имени умершего Маяковского. Но в итоге достигает-таки успеха и в Америке.

Евгений Деменок, Известия, 31 марта 2020

1