Борис Моисеевич Бернштейн (1924-2015)

Борис Бернштейн

Борис Моисеевич Бернштейн (17 ноября 1924, Одесса — 23 июня 2015, Пало-Алто) — эстонский советский искусствовед, доктор искусствоведения (1993), профессор Академии художеств Эстонии[1], специалист по искусству Эстонии.
Родился в Одессе, в семье из Балты. Отец, Моисей Борисович Бернштейн, был основателем и директором Первого дома рабочей еврейской молодёжи (позже школа-завод Еврамбол). Вырос на улице Бебеля (ныне Еврейская) в доме № 12, по соседству с семьёй еврейского писателя Х. А. Вайнермана. Учился по классу фортепиано в музыкальной школе-десятилетке имени П. С. Столярского при Одесской государственной консерватории (где познакомился с будущей женой).
Летом 1941 года был эвакуирован с родителями в Рубцовск. После окончания местной школы осенью 1942 года был призван на фронт техником-артиллеристом. После окончания войны служил младшим техником-лейтенантом в составе Северной группы войск в Лигнице. Демобилизован в звании майора в августе 1946 года и поселился в Ленинграде.
В 1946—1951 годах учился на отделении истории искусства исторического факультета Ленинградского университета.
С 1951 по 1995 год преподавал историю искусства и эстетику в Государственном институте художеств ЭССР в Таллине.
С 1956 года на русском и эстонском языках выходит целая серия его книг, посвящённых эстонским художникам, а в 1970 году — его капитальная монография «Эстонская графика». В 1968 году защитил диссертацию кандидата искусствоведения под руководством М. С. Кагана. Докторскую диссертацию по теме «Искусствознание и художественная культура. Вопросы теории и исторического описания» защитил в 1993 году в МГУ.
Был членом правления Союза художников СССР от Эстонии..
С 1995 года жил с женой у дочери Елены в Пало-Алто (Калифорния), где продолжал читать лекции по истории искусств.
Автор более 300 публикаций на различных языках (в том числе монографий и альбомов) по истории эстонского искусства, общей истории искусств и теоретическому искусствоведению.
Среди монографий — «Эстонская графика» (1964, 1970), «Графика Советской Эстонии» (1967), «Пигмалион наизнанку: К истории становления мира искусства» (Языки славянской культуры, 2002), «Языки свободного общества: искусство» (Языки славянской культуры, 2003), «Визуальный образ и мир искусства: исторические очерки» (2006), «Об искусстве и искусствознании» (2012), книга воспоминаний «Старый колодец» (2008, 2009). Развивал структурный подход к истории искусств семиотической школы. Член редколлегии «Истории искусства народов СССР» в 9-ти томах (М.: Изобразительное искусство, 1972—1981).
Жена (с 1945 года) — пианистка, концертмейстер Фрида Абрамовна Бернштейн (урождённая Приблуда, 1924—2015), выпускница Музыкальной школы имени П. Столярского, дочь правоведа, языковеда-ономаста и библиографа А. С. Приблуды.


Библиография
Эдуард Эйнман (на русском и эстонском языках). Таллин: Eesti Riiklik Kirjastus, 1956.
Эстонское изобразительное искусство. Под редакцией Б. М. Бернштейна. Таллин: Eesti, 1956.
Изобразительное искусство Эстонской ССР. М.: Советский художник, 1957.
Айно Бах. М.: Советский художник, 1959. — 102 с. — 1600 экз.

Гюнтер Рейндорф: избранные произведения. М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1960.
Aino Bach: monograafia. Tallinn: Eesti NSV Kunst, 1961.
Начиная знакомиться с историей искусства. М.: Советский художник, 1963. — 45000 экз.
Эстонская графика. М.: Советский художник, 1964.
Графика советской Эстонии. Таллин: Издательство Министерства культуры ЭССР, 1967.
Neuvosto-Eestin grafiikkaa. Eessõna: B. Bernstein, koostanud Inge Teder. Tallinn: Eestin SNT Kulttuuriministeriö, 1967.
Эстонская графика. М.: Советский художник, 1970. — 272 с. — 10000 экз.
Вопрос советского изобразительного искусства и архитектуры (с соавторами). М.: Советский художник, 1973. — 9000 экз.
Энн Иоханнесович Пылдроос. Человек и мир (альбом). М.: Советский художник, 1975. — 17500 экз.
Таллинские тетради. Таллин: Ээсти раамат, 1976. — 286 с.
Ильмар Торн. М.: Советский художник, 1978.
Виве Толли. М.: Советский художник, 1978. — 18000 экз.
Ringi sees ja ringist väljas. Kunstikriitilisi artikleid. Tallinn: Kunst, 1979.
Гюнтер Рейндорф: графика. М.: Советский художник, 1981. — 15000 экз.
Peeter Ulas. Album. Tallinn: Kunst, 1984.
Николай Кормашов: живопись. М.: Советский художник, 1985. — 10000 экз.
Художественная культура в капиталистическом обществе: структурно-типологическое исследование (с соавторами). Л.: Издательствово ЛГУ, 1986. — 286 с.
Kunstiteadus ja kunstikultuur. Artiklite kogumik. Vene keelest tõlkinud S. Laud, M. Peil. Tallinn: Kunst, 1990. — 176 с.

Тийу Вийранд. Молодёжи об искусстве. Перевод с эстонского Бориса Бернштейна. Таллинн: Kunst, 1990.
Günther Reindorff: 15 reproduktsiooni. Koostanud ja eessõna: Boris Bernstein. Tallinn: Kunst, 1994.
Искусство нового времени. Опыт культурологического анализа (с соавторами). СПб: Алетейя, 2000.
Бебеля, 12: Частная история Еврамбола. СПб.: Галина скрипсит, 2001.
Пигмалион наизнанку: К истории становления мира искусства. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 219 с.
Языки свободного общества: искусство. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 156 с.
Pavel Tayber: good-bye, 20th century! (Павел Тайбер: прощай, XX век!). Boriss Bernštein (translator M. Smundak). Таллинн: Kormgraaf, 2003.
Pavel Tayber: Album (Павел Тайбер). Boris Bernshtein. Tallinn: Kormgraaf; Palo Alto: California, 2004.
Визуальный образ и мир искусства: исторические очерки. СПб: Петрополис, 2006. — 565 с. — 1000 экз.
Старый колодец. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2008. — 424 с.
Александр Гуревич (двуязычное издание на русском и английском языках). СПб.: Ретро, 2008. — 192 с.
Феномен артистизма в современном искусстве (с соавторами). М.: Индрик, 2008.
Visuaalne kujund ja kunstimaailm: ajaloo polüfoonia. Autori kohandatud tõlge. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2009. — 536 с.
Vana kaev: mälestusteraamat. Tõlkinud, kommenteerinud ja isikunimede registriga varustanud Toomas Kall. Тарту: Atlex, 2009.
Мария Казанская (альбом). Пало-Алто, 2009; на английском языке — Maria Kazanskaya. Пало-Алто, 2009.
Художественная аура. Истоки, восприятие, мифология (с соавторами). М.: Индрик, 2011.
Об искусстве и искусствознании. СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2012. — 526 с. — 2000 экз.
Pühalik kaasaeg: Nikolai Kormašovi 1960 (Сакрализованная современность: живопись Николая Кормашова 1960-х годов). Koostaja Kädi Talvoja; tekstide autorid Boris Bernstein, Kädi Talvoja. Tallinn: Eesti Kunstimuuseum, 2013.

1