Школьные годы во Владимире

В 1896 младшие дети с матерью (?) перебрались во Владимир. Связано это было, видимо, с необходимостью их обучения. Старшая дочь Алевтина, уже окончившая Владимирскую гимназию, осталась с отцом в Меленках.

В том же году Ольга поступила в четвертый класс Владимирской женской гимназии (ныне — школа №1). Готовила ее к поступлению мать, по образованию домашняя учительница.

Что представляла собой Владимирская Земская Женская гимназия в тот период, когда сестры Розановы получали в ней образование?

Гимназия для приходящих девочек была открыта во Владимире в 1870. Количество обучающихся девочек росло с каждым годом. Если при открытии в гимназию поступило всего 90 девочек, то в 1905 г. количество обучающихся девочек доходило до 500. В гимназию принимались девочки всех сословий от 9 до 12 лет по результатам экзаменов.

Уже с 1871 года при гимназии открылся приготовительный класс. Срок обучения в гимназии 7 лет и 8-й дополнительный класс для тех девочек, которые хотели бы получить звание учительницы или домашней наставницы.

Жизнь в стенах гимназии была интересной и напряженной. В основу обучения женской гимназии были взяты программы классического образования мужской гимназии. Предметы по своему характеру делились на научные предметы и искусства. Предметы делились на обязательные для учениц и необязательные, причем некоторые предметы могли быть обязательными в одних классах и необязательными в других в зависимости от того, как ученицы обучались, по циклу точных или гуманитарных наук.

К необязательным относились:

 чистописание,

 рисование,

 рукоделие,

 пение,

 музыка и танцы.

А также латинский язык относился к необязательным предметам, но дополнительно не оплачивался (это делалось специально для тех гимназисток, которым в будущем он будет необходим при обучении в высших учебных заведениях).

Каждый учебный год заканчивался экзаменами, «испытаниями», как тогда называли, проходили они очень серьёзно и официально. От результатов испытаний зависело, будет ли ученица переведена в следующий класс. Часто девочки могли обучаться по два года в одном классе. Это происходило не только из-за неуспеваемости, но и по другим причинам (по просьбе родителей, для того, чтобы девочка могла достаточно хорошо усвоить необходимый материал, пропущенный, например, по болезни).

Гимназия отличалась хорошей дисциплиной и высокой успеваемостью. За поведением учениц следили надзирательницы и классные дамы, как в урочное, так и во внеурочное время.

В архиве школьного музея есть несколько документов, из которых мы можем узнавать о тех требованиях, которые предъявлялись к гимназисткам и атмосфере, царившей в стенах гимназии: дневник Владимирской земской Женской гимназии, где на трех страницах были написаны правила поведения гимназисток; также воспоминания Капацинской Марии, которая, кстати, была одноклассницей Анны Розановой.

Что же она вспоминает: ««В то время в гимназии был такой порядок: до 4-го класса преподавание вели учительницы, а начиная с 4-го класса учителя.

В классе висела «Красная доска», на которую записывались фамилии лучших учениц в данной четверти».

«В четвертом класса учителя, вызывая ученицу, к её фамилии прибавляли слово «госпожа». Это было непривычно, удивительно для 13-14 летних девочек, что и отражалось на их лицах».

Анна Розанова окончила гимназию (восьмой педагогический класс) в 1904 г., а её младшая сестра Ольга в 1905 г. (ГАВО, фонд 459, оп. 1, дело 170)/

Расходы земства на гимназию постоянно росли, плата за обучение неизменно повышалась, но, не смотря на это, учеба в гимназии считалась престижной. Гимназия давала прочные знания. Лучшие ученицы поступали и успешно учились в высших учебных заведениях. Малоимущие ученицы при наличии документа о бедности, дочери земских служащих, и дети преподавателей гимназии освобождались от платы. Большой поддержкой для учениц были стипендии земства и частных лиц.

С 1896 при гимназии был открыт пансион на 60 девочек.

В 1903 г. в семье Розановых случилось горе — умер отец. И вот стихотворение из альбома Ольги подписано: «1903 г. Пансион». Конечно, это непонятно, как Ольга, приходящая девочка, живущая во Владимире, могла жить в пансионе, и если это так, то долго ли она там прожила?

В тот период, когда сестры Розановы обучались в гимназии, начальницами были Кокошкина Ольга Наумовна и Виноградова Александра Дмитриевна — совершенно разные женщины по своей сути. Да и время, которое выпало на их руководство гимназией очень различно.

Ольга Наумовна Кокошкина проработала начальницей с 1874 г. до 1902. Этот солидный срок службы (28 лет) говорит о многом. За это время в женской гимназии произошло много событий: здание школы было перестроено и расширено, был открыт пансион. Ольга Наумовна была принципиальной и требовательной руководительницей, но никогда не обостряла проблемы, не шла на конфликты.

Виноградова Александра Дмитриевна — начальница Владимирской Земской Женской гимназии с 4 февраля 1903 г. до октября 1906 г. В этот период по всей стране прошли первые революционные события, которые откликнулись и во Владимире. Авторитарная система воспитания, насаждаемая в стенах гимназии, прежде еще держалась и принималась и в преподавательском и ученическом коллективах. Но где-то уже зрел протест. Вот какие, достаточно злые стихи, имеются в архиве школьного музея. Стихи написаны одной из гимназисток. Она со злой иронией смотрит на старания надзирательниц и классных дам наводить строгий порядок в стенах гимназии и пансиона.

Есть у нас застенок -

Ужас классных дам.

Много дивных сценок

Разыгрывается там.

Лицедей Басманов

Там гогочет дико.

Прочим классным дамам

Знать приходит лихо

Все они в застенок

Мчатся без оглядки

И несут оттуда

Желтые тетрадки.

Желтые тетрадки!

Ей же е потеха,

Только классным дамам

Будто не до смеха.

Будто не до смеха -

Плохо уж веселье,

Как сидит в застенке

Этакое зелье.

Этакое зелье -

Старых дев эссенция,

Хоть и молодится

Сильно старушенция.

У Лутновской бедной

Очень грустный вид.

Курицею мокрой

Валечка глядит.

Толстая Анюта

Тоже исхудала,

Хоть дружить с Малютой

Вместе не попала.

Травленым уж волком

Тетя Саша стала,

Волкова и Шауман

Слезли с пьедестала.

Слезли с пьедестала

Бедные класснухи,

Горе доконало,

Бродят словно мухи…

Эй, вы встрепенитесь!

Милостив Создатель

В желтизну вглядитесь;

Желтый цвет - предатель.

Желтые тетрадки,

Желтый змей бывает,

Желтый дом историю

Эту завершает.

В общественной жизни чувствовалось напряжение. Учащиеся мужской и женской гимназии очень остро откликались на события, происходившие в стране: «позорные события русско-японской войны», «На фронт были отправлены два квартировавшие во Владимире полка. Среди провожавших были и гимназисты. Неменее грустной в этот тяжелый печальный 1904 г. была для учащейся молодежи весть о почти внезапной кончине Антона Павловича Чехова, которого молодежь успела узнать и полюбить» (Косаткин М.В. «Мои гимназические годы»).

Грозные события: политическая стачка в Москве в сентябре 1905 г. и закрытие высших учебных заведений, Всероссийская стачка в октябре и, наконец, вооруженное восстание в декабре 1905 г. — все это переживала Ольга уже в Москве, судя по хронике жизни в книге «Лефанта чиол…»

Во Владимире в мужской и женской гимназии водоворот событий затопил гимназистов и родителей.

Вот, что мы читаем в воспоминаниях М.В. Косаткина: «В самой гимназии чувствовалась какая-то сумрачная зловещая напряженность, казалось, вот-вот возникнет пожар. Так оно и вышло. У одной из учениц местной гимназии был проведен обыск, и она была арестована. На следующий день гимназисты собрались в стенах зала, распевая «Вы жертвою пали», а в середине круга стояли надзиратели гимназии, пытаясь вернуть учеников в классы. Было объявлено о прекращении занятий на две недели». Все это не оставлялось без внимания и ученицами женской гимназии. Выйти из этого положения нужно было каким-то законным путем. «Таким образом, с разрешения Попечителя Московского Учебного Округа, было допущено совместное совещание Педагогического Совета женской гимназии с родителями учениц». («Отчет о деятельности Родительского комитета при Владимирской женской гимназии за 1905-1906 учебный год» (ГАВО, фонд 459, оп. 1, дело177, лист 1-16).

Родительским комитетом обсуждались причины и характер волнений в гимназии. В разработке программы вопросов, подлежащих для обсуждения на общем собрании вместе с ученицами, были включены такие, например, вопросы:

6. Замена общей молитвы, молитвой по классам.

10. Неприкосновенность учениц со стороны общей полиции, согласно закону.

11. Полная неприкосновенность ученической корреспонденции.

12. Уничтожение классного обыска учениц и их имущества.

14. Отмена надзора гимназического начальства за ученицами на вольных квартирах.

16. Отмена обязательного ношения школьного платья вне стен гимназии. И так далее…

Начальнице гимназии Александре Дмитриевне Виноградовой в этих обстоятельствах не хватило выдержки, и она превысила свои полномочия, уволив нескольких надзирательниц пансиона.

Вот выписка из журнала Владимирского очередного земского собрания вечернего заседания 1-го декабря 1905 г.

«Губернское земское собрание нашло, что начальница Владимирской Земской Женской гимназии госпожа Виноградова, открыто не признающая законных прав того учреждения, из средств которого она получает содержание и на службе которого состоит, безусловно, не должна оставаться далее на службе в должности начальницы женской гимназии, кроме того полная непригодность госпожи Виноградовой для занятия должности нач. гимназии установлена фактами, сообщенными Председателем Попечительского Совета и являющимися из оглашенной в собрании резолюцией совещания родителей учениц гимназии, состоявшегося 27 ноября сего года. Поэтому собрание, заботясь о правильной постановке учебно-воспитательного дела женской гимназии, бывшего до Госпожи Виноградовой образцовым земским учебным заведением, - постановило: обратиться к кому следует о немедленном устранении от должности г-жи Виноградовой…» (ГАВО, фонд 459, опись 2, дело 146, лист 6)

Обо всех этих событиях, наверняка, знала Ольга, так как осенью 1905 г. она, возможно, на некоторое время приезжала во Владимир, а также от друзей и родных.

Нина Власова, руководитель музея средней школы №1 г. Владимира

1