3 марта 1915. Пасха у футуристов (в квартире Кульбина)

Пасха у футуристов в мастерской художника Николая Кульбина.
Сидят (слева направо): Н. Кульбин, О. Розанова, А. Лурье, В. Каменский;
стоят: И. Пуни и В. Маяковский с портретом Г. Якулова в руках. 1915 (1)

Пасхальные пожелания

1. Разум — каторжная цепь для художника, а потому желаю всем художникам лишиться разума.
Художник К. Малевич

2. Присоединяюсь.
Александра Экстер

3. Освобождения от варварского ига.
Артур Лурье

4. Воскресения
Н. Кульбин

5. Ужасно боюсь Пасхи: похристосуешься, — а вдруг — Измайлов?! (2)
Поэт В. Маяковский

6. Отчаянно люблю Пасху. — Она весной и куличевая (а кулич — вкус мудрецов) и, главное, можно целоваться даже с незнакомыми. И еще — я родился на Пасхе.
Василий Каменский

После «1-й футуристической выставки картин „Трамвай В“, открывшейся в Петербурге 3 марта 1915, вызвавшей скандал в прессе, состоялись поэтические чтения в квартире Кульбина. В этот раз читал Маяковский. Из-за него в очередной раз перессорились.
Варвара Степанова записывает со слов очевидцев (3): "…Отгородились "московские" (Удальцова, Попова, Татлин, Малевич) от Маяковского, отказавшись с ним сниматься. Маяковский - побелел, грызет ручку - в результате снимаются: Маяковский, Пуни, Кульбин, Розанова, Каменский и портрет Якулки" (4)

Сама формулировка "Пасха у футуристов", возможно, направлена против Чуковского, который в это время разъезжает по России с лекциями "против футуристов". В статье "Эгофутуристы и кубофутуристы" Чуковский саркастически упоминает "пасху": "Смехунчики еще и тем хороши, что, не стесняемый оковами разума, я могу по капризу окрашивать их в какую хочу краску. Я могу читать их зловеще, и тогда они внушают мне жуть, я могу читать их лихо весело, и тогда мне чудится, что пасха, весна и что мне четырнадцать лет. Тогда смехунчики, смешики — как весенние воробушки, как бегущие малые тучки. Нет, действительно, без разума легче, да здравствует заумный язык, автономное, свободное слово!" (5)

В этом тексте Чуковский пародирует начало чрезвычайно популярного в эти годы романа "Лето Господне" панслависта Ивана Шмелева: "Я просыпаюсь, радостный, меня ослепляет блеском, и в этом блеске - веселый звон. Сразу я не могу понять, отчего такой блеск и звон. Будто еще во сне - звонкие золотые яблочки, как в волшебном саду, из сказки. Открываю опять глаза - и вдруг вспоминаю: да это Пасха!.. яркое утро-солнце, пасхальный звон!.. Розовый накомодник, вышитый белыми цветами… - его только на Пасху стелят! - яркие розы на иконе… Пасха!.. - и меня заливает радостью. На столике у постели - пасхальные подарки" и т.д. (6).



Уже летом 1915 футуристы и Чуковский пойдут на сближение, Чуковский даже приведет Маяковского в гости к Репину в Куоккале, и те проявят неподдельный интерес друг к другу.

Примечания
1. Опубликовано: Синий журнал, Пг., 1915, № 12, 21 марта, с. 7.
2. А. А. Измайлов - критик и пародист, пародировал и футуристов.
3. Варвара Степанова. Человек не может жить без чуда". С., Сфера, с.59
4. "Якулка" - художник Георгий Якулов (1884-1928)
5. Корней Чуковский. Эгофутуристы и кубофутуристы. Цит. по кн.: Русский футуризм. СПБ, Полиграф, 2009. С. 464
6. Иван Шмелев. Лето Господне. Любое издание, первая страница основного текста.

1