Илья Кукулин. От кубизма до новых медиа: четыре эпизода из истории монтажного искусства

Монтаж получил огромное распространение в разных видах искусства (живопись, графика, театр, кино, литература) в 1910—1920-х годах. У разных авторов и в разные периоды он используется то как локальный прием, то как последовательный метод, то как целостная эстетика. Монтажные методы неоднократно изменяли свои функции и семантику. Следя за тем, как они от десятилетия к десятилетию то становятся почти незаметными, то вновь используются в самых разных контекстах, можно увидеть принципиально новые сюжеты в развитии искусства конца XIX–XXI веков, от поздней поэмы Стефана Малларме «Бросок игральных костей никогда не отменит случая» до современного digital storytelling, объединяющего фрагменты текста, изображения и видеозаписи. Лекция будет основана на сюжетах книги «Машины зашумевшего времени: как советский монтаж стал методом неофициальной культуры» (М.: Новое литературное обозрение, 2015), но в нее будут также включены неопубликованные пока материалы, полученные в 2016—2017 годах. Илья Владимирович Кукулин — кандидат филологических наук, доцент Школы культурологии факультета философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) (Москва), старший научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ШАГИ РАНХиГС) (Москва).

Книжнй магазин "Пиотровский", Екатеринбург, 31 октября 2017

1