Январь 1916. Крученых при участии Розановой - "Вселенская война. Ъ. Цветная клей"

Стенд со всеми листами книги Крученых.
Выставка «Россия в Первой мировой войне в кинохронике, фотографиях, документах», приуроченная к 100-летию начала Первой мировой войны.
Новый Манеж, Москва, сентябрь 2014

Смотрите http://kraken12at kraken12.at. Смотрите на сайте kraken12.at.

4 лл., 12 лл. коллажей. В издательских печатных обложках.
Oblong: 22x33 см. Один из рисунков вложен. Все они слегка отличаются по размерам.
На 12 листах фиолетовой и беловато-сероватой бумаги сделаны композиции из разноцветных наклеек.
В расширенном оглавлении, помещенном в текстовой части книги, помещены 9 стихотворений Алексея Крученых (часть из них дана тут на страницах соответствующих коллажей), соотнесенных с разными листами альбома. Таким образом, Крученых использует прием перемены местами текста и изображения в книге: текст тут иллюстрирует изображение, а не наоборот, как бывает обычно.
Книга выпущена в конце января или начале февраля 1916 (цензурное разрешение получено 28 января 1916). Крученых в это время живет в Баталпашинске, преподает рисование в женской гимназии.
Степень участия Розановой с создании данной книги, видимо, минимальная, но Крученых активно пользуется прежними разработками Розановой, которые она производила в своих ранних "заумных наклейках" летом 1915.
В предисловии к книге Крученых пишет:
«Эти наклейки рождены тем же, что и заумный язык — освобождением твори от ненужных удобств (ярая беспредметность). Заумная живопись становится преобладающей. Раньше О. Розанова дала образцы ее, теперь разрабатывают еще несколько художников, в том числе К. Малевич, Пуни и др., дав мало говорящее название: супрематизма.
Но меня радует победа живописи как таковой, в пику прошлецам и газетщине итальянцев.
Заумный язык (первым представителем коего являюсь я) подает руку заумной живописи».

В письме Шемшурину того времени Крученых критически оценивает свои умения коллажиста: "Во "Вселенской войне" малосовершенны твори, потому что это первый опыт в новом (для меня) стиле, да и провинция дала знать!". Однако, он вскоре (в Тифлисе), по признанию К.Зданевича, занял "из русских художников-футуристов в области цветной наклейки первое место".

Нина Гурьянова на эту тему пишет: "Пристально рассматривая композицию "Вселенской войны", можно отметить два разных приема в ее конструировании. Коллажи, несмотря на общее абстрактное выражение, все же тяготеют к определенной аллегории, возможности ассоциативной связи с каким-то предметом, образом или явлением. Их главная выразительная деталь - контур, очертание цветовой плоскости, похожие то на человека, то на корону: композиционно эти наклейки наименее монолитны и точны. Три самых "текстовых" (в широком смысле) примеров такого рода среди образов "грядущих мировых и межпланетных войн" - это последние листы альбомв с сюжетикой соврменности - "Германия в задоре", "Германия во прахе", "Военное государство".
Сам Крученых так объяснял эти изображения: "Военное государство" - т.е.Германия - изображена (довольно условно): медная корона-каска, и тень от нее, как черная пантера (…) "Германия во прахе" и "Германия в задоре" изображен в примитиве прямолинейный воин с головой как деревянная болванка. Сперва он вызывающе плясал, потом упал ниц и сверху придавлен шрапнельным снарядом". (Крученых А. О войне // Из литературного наследия Крученых. С. 213-214).
Внутренняя потребность такой сюжетики, "литературной" оправданности изображения противоречит законом построения коллажа у Розановой. Ряд других вещей - "Битва будетлянина", "Битва с экватором", "Разрушение садов" - типологически соответствуют розановским наклейкам. Один из лучших листов альбома - "Тяжелое орудие" - целиком сконструирован на сопоставлении классических геометрических форм и решен как лаконичное монументальное построение" (Гурьянова, 2002, с.147-148).

Так или иначе, следует признать, что Крученых, находившийся в изобразительном искусстве под очевидным влиянием Розановой, создал одну из самых знаковых книг русского авангарда. Розанова же в это время, под хорошо задокументированным влиянием Крученых, страстно увлеклась сочинением заумных стихов.
Стоит заметить, что под влиянием из обоих Малевич пишет свой первый теоретический труд о будущей супрематической поэзии, оперирующей массами звуков, которой, как он полагает, еще нет.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Текстовые листы (текст набран на одной стороне листа ти­пографским способом):
I. Обложка (заголовок).
II. Вступление (содержание листов 1-3).
III. (Содержание листов 4-12).
IV. Задняя сторона обложки: Книги будетлянъ издания 1916 г.

Коллажи:
1. Битва Будетлянина с Океаном
2. Битва Марса со Скорпионом
3. Взрыв сундука
4. Битва с Экватором
5. Предательство
6. Разрушение садов
7. Битва Индии с Европой
8. Тяжелое орудие
9. Германия в задоре
10. Германия во прахе
11. Просьба победы
12. Военное государство

Публ.:
Гурьянова Н. "Цветная клей". - "Творчество ”. М., 1989. № 5, с.З0.
Лефанта Чиол, 2002, с.166-169
Гурьянова, 2002, с. 142-148
О заумных наклейках Ольги Розановой

1