1913. Ольга Розанова. Черт, пожирающей грешника

Ольга Розанова. Обложка книги А.Крученых "Чорт и рецетворцы". Спб.: Типо-литография Т-ва “Свет”, [1913]. 16 с., 22,5x16,7 см. Ц. 30 коп. Тираж 1000 экз. Литография (карандаш).

Над изображением: А Крученых / ЧОРТ и PЕЧЕТВОРЦЫ. (набрано типографским способом); внизу слева — инициалы: О.Р (литографским способом).

Книга вышла из печати в ноябре 1913 и тематически примыкает к другим книгам Крученых и Розановой, нацеленным на высмеивание "апокалиптической картины мира", созданной "старинными" художниками и литераторами - романтиками, почвенниками, символистами.

Крученых, а вслед за ним и Розанова, увлеченно "деконструируют демонизм" в 1912-1914 (книги "Утиное гнездышко… дурных слов", ""Возропщем", "Полуживой", Игра в аду").

Источником вдохновения для них служат образы, подобранные Владимиром Фриче для его книги "Поэзия кошмаров и ужаса", вышедшей в Москве в 1912. В частности, литературная сторона изображения на обложке, исполненного Розановой, восходит к образам "великана, пожирающего человека", характерным для европейского искусства Нового времени (в частности, Гойи и Рубенса) - в книге Фриче этот сюжет обсуждается довольно подробно.

О том, что футуристы внимательно наблюдали за творчеством профессора Фриче, откровенно паразитирующего на предмете собственной критики, имеется множество свидетельств. В среде футуристов даже обретался мем "Фриче, Фриче, бесенята!", запущенный в обиход Вадимом Шершеневием (основным в тот период переводчиком Маринетти), а в Первом журнале футуристов (1914) имя Фриче в уничижительном контексте упоминается множество раз.

Сатурн (Кронос), пожирающий своих детей у Гойи (1) и Рубенса (2)

Среди сетевых комментаторов распространено представление, будто "Ольга Розанова специально выполнила обложку с «гиньольной» сценкой, где «будетлянин», похожий на Крученых, пожирает маленького орущего человечка". Это ошибочная трактовка.

1